Память «Товарища»

Недавно, «скача» по телепрограммам, остановился на «Дойче Велле» (DW) — меня заинтересовали парусники, красавцы моря, которые были «героями» программы. Что-то знакомое было в контурах главного героя — парусника «Горх Фок» с немецкой командой. И мне вспомнились первые широкоэкранные фильмы, появившиеся в конце 50-х годов. «Пять дней» — о пятиборцах, где снимался в полукомичной роли молодой тогда, но уже «имевший вес» Николай Озеров. Вторым фильмом был «Товарищ» выходит в море» — о буднях и праздниках на паруснике «Товарищ» порта приписки Одесса. Сюжет был избран динамичный, звук был не просто стерео, объемный, потому что работали динамики по всему периметру зала, и хотя не было еще системы «долби», эффект для первого знакомства с новинкой был поразительный и запомнился на всю жизнь. Вот эти контуры барка «Товарищ» я и узнал в немецком паруснике «Горх Фок». На душе стало тяжело и обидно до слез. Ведь любая страна, имеющая выход к морю, гордится своими парусниками. Польша в свое время приобрела в память своего земляка Конрада Коженевского, ставшего классиком английской литературы «морского направления» Джозефом Конрадом, парусник, получивший название «Дар Поможа» и по оснастке напоминающий фрегат «Торренс», на котором Конрад был первым офицером. На этом паруснике происходят встречи конрадистов всего мира.
Я не знаю доподлинно, как продали или просто проворонили барк «Товарищ». Знаю, что все объясняют отговорками о нехватке денег, неосведомленностью в морском праве и тому подобным. Но я думаю иначе. Деньги у государства есть большие (конечно, не бюджетные). Я могу простить олигархам, что их не интересуют такие пустяки, как положение учителей, врачей, деятелей культуры, могу простить заинтересованность личным обогащением в дебрях серой экономики. Но не могу простить, что у них не болит, когда унижают государство, гражданами которого они являются. Я не могу их назвать элитой или нашими, то есть украинскими, политиками. И полностью соглашаюсь с Ларисой Ившиной («В поисках страны», «День», №97, за 6.06.2003) , что они избрали для себя другую страну, но не Украину, хотя автор ограничилась деятельностью журналистов. И пока будут такие политики и такие олигархи, будем получать пощечины все мы — как народ, а значит, государство Украина.
На следующий день, после этих записей, посмотрел на телеканале DW вторую часть фильма. Парусники уважают во всем мире, и немецкую команду на борту «Товарища», то есть «Горх Фок», посещали в портах остановок высокопоставленные чиновники и простые гости, а капитан становится представителем страны на уровне почти президента.
Теперь уже более четко рассмотрел абрисы судна. Барк стал немного другим, словно бы менее стройным, более медленным, как человек, что в чужих краях грустит и мечтает о встрече со своей молодостью, набираясь солидности и сдержанной почтенности. Прощай, друг! Ты мог бы служить Украине, но никому до тебя нет дела.
КОММЕНТАРИЙ
Выяснить ситуацию с парусником «Товарищ» попробовала наш собственный корреспондент в Одессе Елена АСТРАХОВИЧ:
— Барк «Товарищ» никогда не был приписан к порту Одесса, местом его постоянной приписки был Херсон. Несколько лет барк стоял под арестом в Великобритании, откуда его выкупила Германия. Уже три года барк находится в Вильямштадте. Обновлен и служит учебным судном. Последний капитан «Товарища» Олег Ванденко живет сегодня в Херсоне.
Как видим, наш читатель не ошибся — «Товарищ», изменив название, действительно находится сейчас в Германии. А к истории его потери мы планируем вернуться на страницах «Почты «Дня» — наш корреспондент в Херсоне получил соответствующее задание.
Выпуск газеты №:
№118, (2003)Section
Почта «Дня»