Павел МУРАВСКИЙ: Чистое пение побуждает к чистоте жизни
Выдающийся украинский хоровой дирижер Павел Муравский отметил 95-летний юбилей и 75-летие творческо-педагогической деятельностиПавел Иванович Муравский, а также режиссер Сергей Марченко — автор документальной ленты о выдающемся музыканте, — были недавно гостями студии в передаче Александра Шокало «Лад» на ІІІ канале Национальной радиокомпании Украины («Радио «Культура»). Главная тема передачи — «Чистота хорового пения побуждает людей к чистой, высоконравственной жизни и способствует наведению порядка в обществе».
«Он будто седой ворон из японского стихотворения хайку», — глубокомысленно подумала я, когда маэстро, утомленный часовым разговором в прямом эфире, тихо примостился в уголке радиостудии. Передо мной сидел человек-легенда, талант которого полностью реален и, в то же время, — непостижимый, почти сказочный, как страна Япония для большинства из нас.
Родился будущий патриарх отечественного хорового искусства в селе Дмитрашивка на Виннитчине. В ноябре 2009 года там открыт музей-усадьба Павла Муравского, организован фестиваль хорового искусства его имени.
Герой Украины, народный артист Украины Павел Муравский начал творческую деятельность на Дальнем Востоке в созданном им Краснофлотском ансамбле песни и пляски Северной Тихоокеанской флотилии. Муравский в свое время был художественным руководителем и главным дирижером Государственной академической хоровой капеллы «Трембіта» и Государственной заслуженной хоровой капеллы «Думка», преподавал во Львовской консерватории. В планах выдающегося дирижера — создание Образцового президентского хора. Павел Иванович Муравский является автором уникальной методики естественно-акапельного пения на основе украинской народной традиции хоропения. На протяжении сорока лет Муравский возглавляет хор студентов дирижерско-хорового факультета Киевской консерватории (в настоящее время — Национальная музыкальная академия имени П. И. Чайковского), который под его руководством не только выполняет функцию учебного коллектива, а также ведет гастрольную деятельность. В репертуаре хора — шедевры украинской и зарубежной музыки, современные произведения. Коллектив осуществил ряд аудиозаписей хоровой литературы, в частности в 1977 году — 37 произведений Мыколы Леонтовича.
Еще в те времена, когда я была студенткой, я любила посещать государственные экзамены выпускников-хоровиков столичной консерватории. В концертной части экзаменов принимает участие учебный хор факультета. Само собой понятно, что слушать этот коллектив всегда легко и интересно. Павел Иванович рассказал мне: «Наши выпускники овладевают культурой пения, соответствующими профессиональными навыками. Проблема в том, что музыкальные училища, откуда в Академию приходят абитуриенты, обычно учат петь в сопровождении фортепиано. А это темперированный строй!»
Все клавишные инструменты, для удобства игры на них, настраиваются и звучат в искусственном, так называемом равномерно темперируемом строе музыки. Вспомним только сборник произведений «Хорошо темперируемый клавир» великого Баха. Для фортепиано такая система — действительно хороша, а для вокала не годится, потому что в живой природе господствует другой, натуральный звукоряд.
«Высокий уровень хорового исполнительства достигается пением а capella (на основе народной традиции) в пределах натурального строя и настойчивым трудом», — продолжает Муравский. — Хормейстер должен иметь развитый вокальный слух, слышать наименьшие интонационные отклонения. Почему так легко слушать наш коллектив? Мы стремимся к вокальной чистоте в сочетании с мягким тембром, чтобы у слушателей возникло желание бесконечно слушать этот лад».
Он говорил спокойно, уверенно и тихо, едва улыбаясь глазами. Счастливый человек, чье жизненное приобретение — множество событий, сотни учеников, любовь земляков, далеких и близких. И — ощущение безграничности мирового лада...
Выпуск газеты №:
№14, (1996)Section
Почта «Дня»