Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пел «Ще не вмерла Україна...»

О творческой и арестантской судьбе Николая Сокирко
01 июня, 10:32
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Арестованного в марте 1946 года кирилловского учителя Николая Пантелеймоновича Сокирко обвинили в том, что он в годы Второй мировой войны, руководя церковным хором, пел «Ще не вмерла Україна...».

Николай Сокирко утверждал, что пели лишь духовный гимн «Молитва за Україну», написанный Лысенко. Но нашлись две женщины, которые засвидетельствовали все, что сфабриковали энкаведисты. Арестованный во второй раз (впервые отсидел в тюрьме месяц сразу же после советского «освобождения» и был отпущен за отсутствием доказательств), Сокирко еще «легко» отделался — ему дали «всего» пять лет лагерей.

Дорога к норильским лагерям была не простой. Не каждый пленник ее выдержал, но Николая Бог миловал. А еще ему очень подфортило, что начальником лагеря был генерал-майор Попков (судя по фамилии, имел, наверное, украинские корни). Среди гулаговского «руководства» лицо редкое, в отличие от многих служивших по лагерям озверевших наших земляков, он был образованным хорошим человеком. К тому же ценителем украинского песенного искусства. Именно поэтому, например, в лагере функционировал театр, был организован хор, основой которого стали сосланные на каторгу артисты львовской «Трембіти». Дирижером хора Попков назначил Сокирко. Пообещав и руководителю коллектива, и всем хористам досрочное освобождение. Если они своим пением «прогремят» на всех гулаговских просторах.

И хоть в лагере пение было сквозь слезы, мастера и в самом деле заявили о себе на весь ГУЛАГ...

«Досрочное» освобождение Сокирко составило немногим более трех месяцев, но Николай, считавший, что Попкова ему сам Бог послал, и за это был благодарен. Если бы захотели, могли бы и добавить срок заключения.

Но свое слово начальник сдержал — еще и отправил Николая в Москву... самолетом. Чем на много-много недель сократил время его возвращения на Родину.

Николай Пантелеймонович Сокирко родился 13 октября 1913 года в Шевченковом селе — Кирилловка, что очень отразилось на его жизненной и творческой судьбе. С юных лет знал наизусть почти весь «Кобзарь». Рос любознательным ребенком, хорошо рисовал, больше всего любил родную песню.

Окончив школу, вступил в Киевский пединститут, учился на географа. А вечером изучал искусство живописи на рабфаке Художественного института. Болезнь матери не дала возможность окончить институт, и после трех студенческих лет Николай возвращается  в село. Работает учителем географии, рисования, музыки и пения. А еще руководит сельским хором, потому что самостоятельно овладел и нотной грамотой, и игрой на скрипке.

В это время известный украинский дирижер Григорий Веревка объявил набор на курсы руководителей сельских хоров, и Николай Сокирко успешно их заканчивает, вместе с дипломом получив и музыкальное образование.

Дальше была война, а после — гулаговский лагерь...

В конце 1950-го, вернувшись в родное село, Николай Пантелеймонович идет работать в школу учителем рисования и пения. Он организовывает ученические хоровые кружки, кружок в местном техникуме, большой сельский хор.

Работая с сельским хором, он не только дирижер. Но и певец, и музыкант, и композитор, и актер, и драматург, и режиссер. Написал клавир ко многим песням, в частности и на слова Тараса Шевченко — «Зоре моя вечірняя», «Все йде, все минає». Но никогда не выпячивал свое авторство, потому что все написанные или обработанные им произведения считал народными...

Как педагог Николай Сокирко поставил голос не одному молодому певцу, некоторые из них потом пели и в профессиональных коллективах...

Вместе с самодеятельными артистами ставил пьесы Марка Кропивницкого, Ивана Карпенко-Карого, сценическое произведение которого «Мартин Боруля» знал наизусть...

А с «Наталкою Полтавкою» Ивана Котляревского режиссер выступал во многих селах Черкасчины. Потому что и сам в роли Возного был непревзойденным...

В 1956 году на Республиканском смотре сельских хоров занял первое место, в акапельном исполнении, пропев полифоническое произведение Николая Лысенко на слова Тараса Шевченко «Радуйся, ниво, ниво неполитая...». В 1964 г. хор села Шевченково становится Народной капеллой. Это было признанием высокого таланта всех хористов и их руководителя в частности.

Всеукраинская слава подняла творческий авторитет Николая Сокирко до наивысших высот. Среди его друзей и единомышленников были поэт Павел Тычина, композиторы — Левко Ревуцкий, братья Платон и Георгий Майборода, Михаил Вериковский, народные артисты Николай Яковченко и Сергей Козак, писатели Дмитрий Косарик-Коваленко и Дмитрий Красицкий и многие-многие другие известные личности в среде выдающихся отечественных мастеров.

Казалось бы, при такой всенародной популярности, на Сокирко упадут градомс государственные награды, но их не было. Потому что у советской власти не заслужил, потому что был для нее чужим...

Незабываемый Николай Пантелеймонович умер 7 декабря 2006 года. Его прах покоится в городе Мариуполе, неподалеку от линии фронта с Россией, начавшей войну против нашей Родины, которой Н. Сокирко отдал свой талант. Поэтому и сегодня его помнят земляки. Одной из улиц села Шевченково они присвоили имя Николая Сокирко.

Помнят о Н.Сокирко и в Городище, где он работал в районном Дворце культуры в конце 1960-х годов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать