Первые фамилии в Книгу Братства
![](/sites/default/files/main/articles/12052017/13smilyi.jpg)
Отзыв на статью Мыколы Сирука, Игоря Сюндюкова, Вадима Лубчака, Анастасии Руденко «Посол Польши Ян ПЕКЛО: «Мы понимаем, что безопасность Украины — это и наша безопасность, как безопасность Польши — это и безопасность Украины» («День» №33-34 от 24—25 февраля 2017 года)
Написать этот материал меня побудило интересное мнение нового посла Польши в Украине Яна Пекло, которое он выразил во время разговора с группой журналистов газеты «День» (см. № 33-34 за 24—25 февраля 2017 года). В разделе «Украинцам и полякам нужно помнить позитивные примеры общей борьбы» пан посол сделал акцент на предложении президентов Дуды и Порошенко увековечить память украинцев, которые спасали поляков во время войны, и поляков, которые спасали украинцев.
В нашей общей истории таких героических примеров немало. В первом ряду здесь — немеркнущий подвиг воинов 6-й Сечевой стрелковой дивизии УНР Марка Безручко, которые в конце августа и в первых числах сентября 1920 года вместе с 31-м польским полком удержали Замость и не дали возможности коннице Буденного обойти с юга столицу молодого государства — Варшаву. А в сентябре 1939 года во время гитлеровского нашествия украинцы и поляки совместно защищали Львов. Старшему поколению также хорошо известны подвиги разведгруппы майора «Вихора» (Евгения Березняка), которая спасла от уничтожения гитлеровцами Краков, и полковника Василия Скопенко — спасителя города Сандомира. Кстати, Березняку, который вырвался из оков гитлеровцев, тогда предоставили убежище польские подпольщики.
А сколько имеется фактов взаимного спасения жизней во время спровоцированного враждебными силами и недальновидными политиками межэтнического конфликта 1943—1945 лет. Приведу для начала всего два. Они четко запечатлелись в моей памяти, когда я почти 10 лет подряд готовил на Волынском радио ежемесячную программу «Обабіч Бугу». Начну с воспоминаний уроженца села Несвеч Луцкого района, народного депутата Украины предыдущих созывов Ярослава Федорчука. Впоследствии все пережитое он изложил в свой книге «Волинянин». Приведу фрагмент. В нем речь идет о событиях поздней осени 1942 года.
«Петр (отец Ярослава) в тот день обходил свои поля. Подошел к границе самого отдаленного поля озимых. Дальше начинались поля осадника Яна Билецкого. Поляк заприметил соседа и пошел от своего дома ему навстречу.
— Добрий день, пане Петре, — поздоровался он на чистом украинском языке.
— Доброго дня і вам, пане Яне! Як поживаєте? Що нового?
Петр с Яном встречались редко. Но, как соседи, уважали друг друга. Иногда, как водится, покупали друг у друга теленка или поросенка. Делали взаимно мелкие услуги. Одним словом, жили в согласии. Ян пригласил своего соседа в дом. Начал разговор о своих тревогах, опасности, которая надвигается на всех хуторян: поляков и украинцев.
— Бачу, зростає стіна ненависті між нашими людьми. Створюються озброєні загони. Ви, Петре, порядна людина, тому скажу: наші осадники на хуторах Мар’янувці, Видумці, Марусі вже створили ніби для самооборони озброєний загін. Такий же загін створили й українці. Чекає велика біда і на вас, і на нас. Потрібно щось робити, але що — не знаю. Майже ніхто мене не слухає.
Пан Билецкий замолчал. Петр обдумывал услышанное. По-видимому, поляк прав. Но что они могут сделать? После паузы сказал:
— Мені приємно, пане Яне, за вашу відвертість і довіру. Відповім взаємністю. Але таких, як ми з вами, дуже мало. Більше гарячих, нерозсудливих голів. Від них жди біди. Щоб хоч якось зарадити їй, давайте допомагати один одному. Тоді може і виживемо.
Простились друзьями. Придет трудное время, придут смертоносные испытания, но соседи не нарушат договоренности и будут, рискуя собой, помогать друг другу. Петр спасет имущество и скот Яна, Ян спрячет детей Петра во время нападения на его хутор немецко-польских карателей. Не раз семьи ночевали друг у друга, когда одной из них угрожала опасность».
Вторую историю мне поведал бывший одноклассник, врач Александр Смилый. Много лет он работал и сейчас живет в Камень-Каширском. Но детство и школьные годы прошли в селе Доросини Рожищенского района. Поэтому его воспоминания о тревожное лето 1943 года:
«Наш дом, говорит он, был на отдаленном хуторе Фишное. Кроме отца, матери, дедушки в семье еще нас двое — старшая сестра Мария и я, четырехлетний. Отец в 1939-м служил в польской армии. Воевал с гитлеровцами около Люблина. Впоследствии пришли первые «советы». Дальше новые оккупанты — немецкие. Выручало свое хозяйство. Хоть большую часть продовольствия нужно было отдавать «новой власти», но оставалось кое-что и себе. В военное трагическое лето загорелись наши села и окружающие хутора, в ответ — польские колонии. Неподалеку от нас проживал сын владельца мельницы Тадеуш Радкевич. Папа ходил к нему на разговор: «Что будем делать, куда переселяться?» — спрашивал.
— Для чего? — Успокаивал тот. — Мы же защищали Польшу. Тебя не тронут.
Но не так случилось. В августе в усадьбу отца Федона на телегах ворвалась вооруженная группа поляков из чужой колонии. От испуга мы, маленькие, забились под кровать. Наших родных начали выгонять во двор. И вот в этот драматический момент к нам прибежал Тадеуш. Когда я уже был в старших классах, папа рассказал, что Радкевич вступил в перепалку с вожаком вооруженной банды: «Федона и его семью я не дам уничтожить, — пригрозил. — На фронте он меня, раненого, спас. За непослушание доложу руководителю «пляцувки». Эти слова подействовали — и банда ушла с нашего двора. Но убили на соседнем хуторе Мирона Стадника.
В свою очередь доросиневцы впоследствии вступились за Фелька Крашевского, с которым хотели расправиться повстанцы. А бывший солтис Кияжа Иван Шинкарук спас свое село, которое поляки хотели сжечь. Авторитет его был настолько высок (он имел Благодарность от президента Польши Мосцицкого), что они не посмели совершить разбой.
Поэтому важно, чтобы имена Петра Федорчука и Яна Билецкого, Федона Смилого, Тадеуша Радкевича и Ивана Шинкарука были занесены в Книгу Братства, или на специальный стенд в Историческом музее Украины (по примеру чествования в Иерусалиме праведников народов мира, которые спасали евреев в годы Холокоста).
P.S. Надеюсь, читатели «Дня» из других областей еще приведут подобные примеры жертвенности и взаимовыручки украинцев и поляков. И идея президентов Дуды и Порошенко воплотится в конкретное дело.
Выпуск газеты №:
№78-79, (2017)Section
Почта «Дня»