Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Письма Украине

Познать сияние в самом себе и в других
29 декабря, 19:41

Кто я? Почему я здесь? Эти вопросы стары как мир, буквально затерты отдельными людьми и целыми культурами, постепенно они отошли в туманные дали избитых фраз и юмористических аллюзий. Однако они не потеряют своей остроты и серьезности, если кто-нибудь искренне задаст их сегодня. В той или иной степени они возникают перед нами в затруднительных ситуациях. Мы как будто слышим их в тишине, когда забываем о своем эго и погоне за материальными благами до такой степени, чтобы услышать что-нибудь еще. В действительности нас спрашивают о любви, о сочувствии. Почему? Потому, что наши самые сильные, подлинные чувства к близким, несмотря на их значимость, — лишь одно из проявлений любви. Другое проявление — умение четко видеть, кто мы и где бы мы могли быть — в духовном и психологическом смысле, чтобы иметь возможность свободно переместить себя туда.

Когда мы станем самими собой, настоящими, лишь тогда сможем по-настоящему помочь ближним. Альтернатива — это разновидность рабства. Как писала Вирджиния Вульф: «Гитлеров выращивают рабы». Многие из тех, кто, кажется, унаследовал эгоизм, на определенном этапе были вовлечены в процессы, которые приводили к эгоизму. С этой точки зрения, все мы время от времени делаем выбор, даже если он противоречит нашему воспитанию или окружению. Но мы обычно не воспринимаем этот выбор как «любовь», потому что в нашей культуре не разделены понятия любви и искреннего желания. Иногда это случается, потому что мы ошибочно воспринимаем самые значительные проявления любви сквозь призму самых сильных эмоций.

Возможно, легче будет понять это на примере пазла? Каждый из нас — это частица целой картины. Проблемы личности или целого общества обычно возникают, когда эти частицы стремятся постичь «нормы» успеха, навязанные рекламой, популярными моделями поведения, а не подсказанными самым глубоким (инстинктивным) ощущением того, что является правильным. Многие из нас стремятся быть той (знаменитой или богатой) частицей, которой, возможно, даже не место в коробке, в то время как многие важные места в картине недооценивают либо не замечают вообще.

Поэтому нет неба, потому что никто не хочет быть однотонным кусочком голубизны; нет фона, потому что претендуют на место центральной фигуры картины. То, что могло бы быть чудесным облаком, спрятано где-то внизу в листочке. А то, что могло бы быть сочным листком и удобрять землю, — унесено ветром, как засохшее и ненужное. Вместо того чтобы быть эталоном красоты, картина получается искаженной. Те, кто был до нас, не всегда помогали. Они также выбирали, как мы это делаем сегодня, политические и деловые системы, чьей основной целью было сохранение экономики вместо человеческого прогресса. Сегодня в обществе новое веяние: обтесать молодежь так, чтобы втиснуть ее в желаемые или «полезные» роли. И большей частью мы не имеем ничего против. А между тем наши политические и деловые структуры идут на все, вплоть до увольнений и заказных убийств, чтобы не допустить людей с чрезвычайной силой сочувствия и самоотверженности к властным позициям.

Конечно, моя аналогия с пазлами условна и несовершенна, но она выполняет свое назначение. Мало людей находят в себе ту форму любви, которая побуждает их искать собственное «я» или сочувствие к ближнему и идти туда, куда зовет сердце. Пожалуйста, не путайте мою картину с фатализмом, судьбой, ортодоксальностью, самопожертвованием, патриотизмом или Большим Братом. Эта картина — не механизм. Кусочки неба не идентичны, нисколько. В действительности это более похоже не на изменчивый пейзаж, а на вид за окном. Поиск своего места не связан с эгоцентризмом, но его нельзя отождествлять с растворением в общей массе. Необходима отвага, внутреннее чувство и время, чтобы понять свою природу и работать над ней, чтобы открыть правду о том, кем ты можешь быть. Намного меньше любви идет на то, чтобы поддаться стадному инстинкту. Думаю, что каждый должен поверить в то, что внутри нас сияет свет, как бы ни было мрачно. Я не видел новорожденных, которым недостает этого сияния. Нужно приложить все усилия, чтобы обрести этот свет в самом себе и в других.

В глобальном мире, который живет махинациями рекламистов и финансистов, нетрудно понять, почему иногда кажутся второстепенными личные предпочтения. От такого ощущения только шаг до самоотречения, апатии. Поэтому мы сосредоточиваем все внимание на тех, кого любим. Это прекрасно, но... Есть и другие цели, но их не проверишь научными методами и не покажешь в балансовой ведомости. Это то, что мы чувствуем, прозрев, когда бываем собой. Это не манифесты власти и не бизнес-планы; это и не требования гена эгоизма. Наша власть такая, какая есть, она неспособна служить этим высшим целям. Я не уверен, что она вообще осознает существование таких целей. Когда-то Никита Хрущев сказал (цитирую по памяти): «Политики везде одинаковы. Они пообещают вам построить мост, даже если нет реки».

Но и мы не бессильны. Нам не нужно считать себя ни призраками в обществе, ни биороботами, ни жертвами своего времени. Мы обладаем всепобеждающей силой и служим Вселенной, когда находим заветную цель и стремимся к ней. Ничего не мешает нам быть частицей сопротивления, возможности, надежды. Любая культура и форма политики, как и человек, — мертва не тогда, когда перестает работать сердце или разум, а когда считает извечные вопросы— «Кто я? Зачем я здесь?» — анахронизмом или просто глупостью.

Марио ПЕТРУЧЧИ, британский (несмотря на итальянское происхождение) поэт, лауреат многих конкурсов, эколог, физик и авангардный эссеист, соавтор документального фильма о Чернобыле «Heavy Water» («Тяжелая вода»). Сотрудничает с «Днем» (его материалы ежемесячно печатаются в дайджесте The Day) с февраля 2011 года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать