Перейти к основному содержанию

Письмо в номер

24 февраля, 20:42

Глубокоуважаемый Евгений Кириллович!

Выписываю газету «День» с 1998 года, но в наше село она попадает через пять-шесть дней после выхода. Поэтому поздравляю вас с днем рождения с опозданием. Искренне желаю вам здоровья, всего самого лучшего, самого светлого в жизни. Как мы радовались, что во время выборов 1999 года «Каневская четверка» выдвинула на должность президента именно вас! И тут же, как холодный душ, коварное заявление Мороза. Как говорится, злая искра поле сожжет и сама пропадет. Прохлопали мы своего Вашингтона! Теперь, при моей жизни (мне 85 лет), вряд ли увижу его. Нет кандидатов, есть только бандиты, мошенники, украинофобы. В оценке вашей личности и деятельности больше всего мне импонирует мнение Мустафы Джемилева. Хотя и все остальные единодушны относительно ваших душевных, умственных, патриотических, организаторских государственнических черт. Хорошо было бы, если бы вы объединили эту оппозицию, которая не может не то что за «пять минут», но и во время расстрела достичь взаимопонимания. Еще раз примите мое искреннее уважение и любовь. Счастья всей вашей семье.

Слава Украине!

Наталия ТАРАН, с. Новотроицкое, Вольнянский р-н, Запорожская обл.

Уважаемая пани Лариса!

Искренне благодарна за подписку газеты «День». Это для меня духовная поддержка, особенно сейчас. Я решила телевизор не смотреть, мне хватает вашей газеты. А когда читаю напечатанные в газете письма читателей, то понимаю: там описано то же, что чувствую я, но сама не могу изложить на бумаге.

Хочется читать больше ваших материалов в газете и видеть вас на украинском телевидении. Будьте здоровы!

С уважением, Любовь СОКОЛ, г. Червоноград

Неужели опять прорастают традиции «братского племени»?

В своем выступлении на областном радио мэр города Львова господин А. Садовый призвал «отбросить в сторону эмоции», надеясь на приезд во Львов поэтессы Лины Костенко, которую накануне творческой встречи оскорбила «группа» львовских писателей.

Неужели свои эмоции и «критические» замечания по поводу книги уважаемой Лины Костенко «Записки українського самашедшого» нельзя было обнародовать на встрече? Оказывается, что нет! В чем же причина? По-видимому, неловко смотреть в глаза этой бесстрашной Женщине, задавая ей бессмысленные вопросы.

Думалось, что «бузины» могут произрастать, прежде всего, в восточных областях, но уж никак не в Галичине. Неужели традиции «братского племени», о котором отозвался Иван Франко в своем предисловии под названием «Дещо про себе самого» в сборнике рассказов «Obrazki galicyjskie», опять начинают прорастать колючим терновником: «І тому повторюю: не люблю русинів. Так мало серед них знайшов я справжніх характерів, а так багато дріб’язковості, вузького егоїзму, двоєдушності й пихи, що справді не знаю, за що я мав би їх любити, незважаючи навіть на ті тисячі більших і менших шпильок, які вони, не раз з найкращим наміром, вбивали мені під шкіру. Зрозуміло, знаю між русинами декілька винятків, осіб чистих і гідних усякої пошани (говорю про інтелігенцію, не про селян), але ці винятки, на жаль, тільки стверджують загальний висновок» (Іван Франко. Літературознавство, публіцистика. Том III, стор. 27. Дрогобич: Коло, 2004).

Стоит ли обращать внимание на эти «перлы», обнародованные отдельными представителями и группками из области изящной словесности? По-видимому, на такие вызовы необходимо отвечать словами католического священника Бодуэна: «Це для мене, пане, а що ж для дітей?» (Іван Франко «Дещо про себе самого»).

Гений Ивана Франко остался, остались его бессмертные произведения, а где же эти представители «братского племени»

Можно с уверенностью сказать, что на встречу с Линой Костенко придет столько почитателей ее таланта, что они смогут разместиться только на стадионе «Украина» во Львове.

Стефан СУБОТА, Моршин Львовской обл.

Размышления украинского несамашедшого

Склоняю голову перед мастерством Лины Костенко, которая в романе «Записки украинского самашедшого» запечатлела цейсовской оптикой первые годы бурной жизни Украины в начале нового тысячелетия.

И меня захватила эйфория Майдана, но я не стал «самашедшим», потому что из шестидесятников — самдошедший к пониманию, что почти все политики и чиновники, которые сталпливаются на подиумах площадей и праздничных трибунах, обогащаются за счет моего обнищания. Помню и стихотворение моего гениального земляка о революции: «На майдані пил спадає, замовкає річ. Вечір. Ніч». Пишу, потому что мой знакомый, прочитав книжку Лины Костенко, сказал, что экс-президент изображается в ней изменником идеалов Майдана, согласившись на «Большой Компромисс» с теми, кого называл преступниками. Из позиции старшего (за героя романа) я «позорный поступок» нетипичного кандидата в президенты (компромисс относительно изменений Конституции в 2004 г.) понимаю глубже.

Представим, что в декабре в 2004 г. он не пошел на компромисс. Неужели «Хамово племя» не разогнало бы Майдан, как это делает бацька в Беларуси? Цитирую из книжки: «В Киеве появились бритоголовые и стягивают войска спецназначения». «На танковом полигоне курсанты отрабатывают свое мастерство». «Подтягиваются представители криминального мира». «Из Донецка прибывают части бандформирований — «Тигры» и ОМОНы, «Беркуты» и «Грифоны». «Солдатам раздали боевые патроны». «Власть применяет свой резерв — стратегического раскола, манипулирует им и запугивает». «Врежется группа отморозков в гущу Майдана, спровоцирует драку, посеет панику — и все». «Некоторые горячие головы уже хотят брать штурмом парламент и не с розой в руке». «Но наш лидер их остановил — «щоб ані шибка не тріснула». Была ли надежда выстоять спонтанному Майдану, когда гражданское общество разъединено, когда его подиум по различным причинам заполнили политики-хамелеоны — потенциальные «тушки»? Всматриваюсь в снимок майданного подиума 2004 года, становится жутко — все всплыло наверх.

Представим, что он не пошел на компромисс — стал оппозиционером. Учитывая его популярность, полевые командиры, разъяренные потерей власти, обвинили бы его во всех грехах и, при поддержке агрессивного большинства, запроторили бы в Лукьяновское СИЗО.

И последнее. Не верится мне, «що покоління, якого ми гледіли, уже прийшло», и «теж боюся, що їх ошукають». «Бо російські бєси сплелись з малоросійською чортівнею і віками творять веремію». Не разделяю и вывод «самашедшего», что «он среди тех, кого назвал преступной властью». Мы тоже не помогли. Результаты всех послеоранжевых выборов показали, что мы более чем на две трети «самашедшие» — и надолго, потому что позволили олигархическим кланам коррумпироваться настолько, что нетипичного кандидата всегда отчислят. Мы остаемся «совковыми», как и были, вернулись в прошлое. И опять, как в 2003 году: «Почему стоит в обществе глухой дух плебейства?» «Почему до власти дорвались плуты и невежды?» «Почему все покупается и продается?» — «В Библии это называется: «Взяло верх Хамово племя».

Николай МИХНИК, Чернигов

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать