Перейти к основному содержанию

Попрощаемся с империей

05 августа, 00:00

Межэтнические отношения и совместная жизнь в Украине россиян с украинцами, которые являются титульной нацией в государстве, к сожалению, складываются не наилучшим образом и не переходят в разряд угасающих проблем. Не нужно замалчивать это, но и нервничать не следует, а спокойно и с достоинством, опираясь на ум, чувство исторической справедливости, нравственность и добрую волю, выбирать подходящую «линию поведения» на уровне личности и своей группы. Отстраненность, «гордое» или «обиженное» молчание (хотя помолчать временами полезно и нужно), как и громкие эмоциональные претензии-обвинения ничего не проясняют и не улаживают. А прояснить между собой кое-что все-таки необходимо — пусть даже как повторение уже кем-то когда-то сказанного, но не услышанного. На эту попытку наталкивает меня письмо россиянина из Донецка Евгения Тюпина («День №130) в соседстве с другим — письмом киевлянина Владислава Комова под заголовком «Что кроется за лозунгом «защиты русского языка»?» (об известной антиукраинской деятельности «Руси», в частности, в Одессе).

Поэтому отважусь на несколько своих рефлексий, кратких, как собственные короткие NB.

1. Нет смысла выяснять сегодня в СМИ в полемическом тоне «историю наших народов» (они такие разные!), но понять и согласиться, что действительность «после империи» иная — необходимо. В Украине есть одна коренная титульная нация — украинская, и она имеет право, которое вытекает из мировой практики государственной жизни, утверждать на родной земле, в Украине, украинский язык и украинские национальные символы как государственные. Она также имеет право требовать, чтобы украинский язык изучали и знали все граждане Украины, как польский — в Польше, немецкий — в Германии, французский — во Франции, где также есть свои нацменьшинства и многочисленные группы эмигрантов. В Украине, где Российская империя веками, начиная от Петра I, уничтожала украинскость и навязывала свое «малороссийство» и русификацию, некорректно сегодня россиянам говорить о каком-то наднациональном или «безнациональном» либерализме, противопоставлять «права личности» праву коренной титульной нации, которая только сейчас утверждается как государственная нация.

2. Украинские россияне, которые осели на этой земле, показали бы свое благородство, защищая развитие и распространение украинского языка и культуры в Украине, принимая активное участие в ее общественно-политической жизни в пользу украинского государства, надеясь на взаимность со стороны украинцев: защиту этнокультурных прав и потребностей россиян, содействие среде их проживания. Своей этнической родине — современной России — украинские россияне могли бы хорошо удружить, помогая сначала русским демократическим кругам избавиться от имперского по духу «русского мессианства», претензий на верховенство, превосходство над другими. Пока это не перегорит, не забудется — проявления нелюбви к России и россиянам постоянно будут ощутимы не только в странах бывшего соцлагеря, в частности у наших западных соседей, но и в бывших советских республиках.

3. Во времена послевоенного переосмысления собственной истории и поисков нового места и роли своей отчизны в обновленной Европе один из выдающихся представителей славного сообщества поляков, которые группировались вокруг парижской «Культуры», Ежи Стемповский призывал своих соплеменников искать «счастливую словесную форму, которая выражала бы чувства поляков, прощающихся с Украиной». А его единомышленник Мирошевский подчеркивал: «В свободной Восточной Европе нет места ни для какого империализма, ни для польского (выродившаяся ягеллонская идея), ни для российского». Собственно, это поколение польских интеллектуалов, объединенное парижской «Культурой» Ежи Гедройца, подготовило почву для нынешнего успешного польско-украинского партнерства.

Даже с опозданием, среди россиян должны бы отыскаться такие личности, которые находили бы свои «счастливые словесные формы» прощания с Украиной как бывшей составной российской «провиденциальной огромности» (по Н. Бердяеву), прощания доброго и благодарного. Также со своим, неуместным в нынешние времена, имперско-мессианским «провиденциализмом». Поскольку собственная отчизна в российских этнических границах такая неблагоустроенная...

Не проигнорировать бы хорошие примеры прощания с плохим, морально обременительным прошлым и налаживания новых нормальных цивилизованных отношений между странами, народами, этническими группами. Между россиянами и украинцами также.

P.S.Не знаю, почему господину Е. Тюпину «теперь абсолютно ясно, что Галичина никакой не Пьемонт», кем и как он информирован о «последних событиях во Львове» и что нагнетает «страх и ненависть». Ибо вот последнее сообщение из львовской ратуши: «24 июля мэр города Василий Куйбида встретился, как всегда раз в полгода, с представителями национальных меньшинств, которые проживают во Львове», и «все участники встречи сошлись на одном: национальных конфликтов в городе нет». Есть «рабочие» вопросы, например, русское общество им. Пушкина желало бы видеть директорами русских школ своих представителей...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать