Популизм, опустошающий наши карманы
На днях услышал по радио, что из нескольких сотен тысяч находящихся на заслуженном отдыхе в Полтавской области лишь немногим больше пятнадцати тысяч получают пенсии свыше одной тысячи гривен. У остальных же граждан она составляет в среднем около 800 гривен.
Разговаривал с одной женщиной, проработавшей в сельхоззвене и на ферме больше 40 лет. Получила в январе в этом году повышение пенсии только на 46 гривен, и она у нее составила всего около 600 гривен. Так что за «переделанный» стаж ощутимой надбавки к пенсии нет. Такие незначительные повышения пенсий получили более 90% ветеранов нашего района.
Люди справедливо возмущаются тем, что цены на рынках и в магазинах резко пошли вверх. Данную ситуацию некоторые объясняют ростом цен на энергоносители. Это так, они тоже значительно выросли. Но ведь не может так продолжаться постоянно, чтобы непрестанная инфляция мгновенно делала пустыми кошельки людей, которые уже не радуются таким «подаркам» власти, всегда приводящим к новому удорожанию буквально всего. Но больше всего граждан беспокоят постоянно растущие цены на продукты питания.
Страна, население которой расходует на питание более 30%, считается бедной. А у нас этот показатель для десятков миллионов граждан уже достигает больше 70%. Не может так быть, чтобы в государстве, богатом плодородными землями, работящими людьми, учитывая благоприятные климатические естественные факторы, один килограмм капусты стоил 6— 7 гривен, а моркови — более 5 гривен, не говоря уже о высоких ценах на мясо, рыбу, подсолнечное масло и другие продукты питания. Так, чтобы приготовить еду на один день для семьи из трех человек, поход в магазин будет стоить минимум 60 гривен, а то и больше. Это хорошо, если члены семьи получают хотя бы 3 тысячи гривен в месяц. И то им даже при экономных затратах нужно выделить на продукты по меньшей мере 1200. При таких галопирующих ценах и расходах сэкономить средства, скажем, на лечение, на другие цели слишком сложно.
В сельской местности люди как-то выживают за счет личных подсобных хозяйств. В городах зарплаты несколько выше. Но и на них становится все тяжелее жить. Еще ведь нужно заплатить за коммунальные услуги, за лекарства в аптеке, за обучение детей или внуков.
Вот почему у отделений Сбербанка возникали такие большие очереди. Люди, доведенные до тяжелого материального положения, хотя бы за эти обещанные властью 1000 гривен пытаются как-то решить свои жизненные проблемы. Они напуганы и тем, что если инфляционные процессы в Украине не будут надлежащим образом сдерживаться, за эти деньги не слишком много купишь, разве что какую-то небольшую обнову или подарок родным. Нельзя не согласиться с теми экспертами, которые считают, что возвращение людям обесцененных сбережений за счет налогоплательщиков — это новый предвыборный ход политиков, уже видящих себя в президентском кресле.
Обратимся к зарубежному опыту. В высокоразвитых странах для малоимущих людей существует сеть магазинов, в которых товары продаются по сниженным ценам. Сам видел такие в Канаде, которую посетил весной 1998 года. Несмотря на то, что пенсионеры здесь живут хорошо и надежно защищены, здесь есть такие мини- и супермаркеты, где раз в неделю ветераны могут приобрести различные товары с 20-процентной скидкой. Медикаменты в аптеках в той же Канаде выдаются им бесплатно. Люди здесь в состоянии выплачивать медицинские страховки, потому что получают достойные зарплаты, а поэтому старость им не страшна. Кстати, однажды по Монреалю меня возила на собственном автомобиле одна женщина, полька по происхождению, которой было на то время за 80 лет. Ее здоровью и внешнему виду можно было позавидовать. Польский язык я понимаю хорошо, поэтому она смогла мне многое рассказать о том, как живется пенсионерам в Канаде. Так бы украинцам!
Объехав осенью того же года почти всю Германию и набравшись новых впечатлений, я сделал для себя такой вывод. Украину можно назвать «другой планетой» — так здесь все очень отличается от жизни в соседних европейских государствах. И когда мы догоним их в своем развитии?
Согласно официальной статистике, сегодня в Украине едва сводят концы с концами более 35% граждан, субъективно относят себя к тем, кто живет бедно, — более 70%. И это в одной из самых богатых в Европе стран по всем ресурсам. Так случилось потому, что до сих пор не удается вывести львиную долю экономики из «тени». В ней продолжает находиться, по отдельным оценкам, от 48 до 52 ее процентов. Это означает, что государство не контролирует десятки миллиардов гривен, а следовательно, они не могут попасть в ее бюджет, что негативно отображается на уровне жизни большинства населения.
Коррупция остается тоже непреодолимой. Настоящая борьба с ней не ведется. Она настолько крепко засела на всех этажах власти и бизнеса, что без радикальных и решительных шагов преодолеть это зло будет невозможно. Если уже один из предстоятелей церквей констатирует то, что коррупция проникла и в среду душпастырей, то можно убедиться, насколько охвачено болезнью украинское общество. И какие необходимо иметь лекарства, чтобы его спасти от тяжелого «недуга». А потому у нас одна из самых высоких смертность населения, мы лидируем в Европе по заболеваемости ВИЧ-СПИДом, по гибели людей от алкоголизма и проникновению его в молодежную среду. Это все тоже от бедности.
Без решительных и радикальных шагов оздоровления экономики, всего общества будем жить так и дальше. Поэтому нужно, чтобы обещанный политиками «Украинский прорыв» не стал топтаться на месте, а на деле показал, что наше государство способно, наконец, вырваться из «тисков» всепоглощающей коррупции, бедности и обеспечить достойную жизнь своим гражданам.
Выпуск газеты №:
№24, (2008)Section
Почта «Дня»