Портрет матери художника Ивана Савенко
Фонды Кировоградского областного художественного музея пополнились еще одним ценным экспонатомЕго подарил недавно Андрей Петрович Савенко, племянник известного художника, нашего земляка Ивана Григорьевича Савенко. Это портрет матери художника, который он назвал «Хлебороб Евдокия Пазенко» и который датирован 1969 годом.
На долю Ивана Григорьевича Савенко выпало много испытаний. Родился 17 января 1924 года в селе Варваровка (ныне — в Долинском районе Кировоградской области), в богатой семье хлеборобов с казацкими корнями. В период коллективизации и раскулачивания вместе с родителями был выслан в Сибирь. Во время Второй мировой войны был танкистом, награжден орденом Славы 3-й степени. Демобилизован из-за ранения в 1943-м (освобождая Украину, потерял правую руку). Но все же сумел стать художником, в 1950-м закончил Киевский художественный институт. Занимался в аспирантуре Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина у Александра Герасимова. Кандидат искусствоведения (1954). Участник выставок с 1950-го. Писал пейзажи, портреты, жанровые и тематические композиции. Умер 17 декабря 1987 года в Ленинграде на 64-м году жизни.
ПЛЕМЯННИК ХУДОЖНИКА АНДРЕЙ САВЕНКО (СПРАВА) И ИСТОРИК ВЛАДИСЛАВ СЕРДЮК ПРЕДСТАВЛЯЮТ ПОРТРЕТ МАТЕРИ ХУДОЖНИКА ИВАНА САВЕНКО «ХЛЕБОРОБ ЕВДОКИЯ ПАЗЕНКО»
Для передачи картины в Кропивницкий вместе с 59-летним племянником художника Андреем Савенко приехал историк и издатель Владислав Сердюк. Это он разыскал в Москве Андрея Петровича и занимался организацией его приезда в наш город. Андрей Савенко взял соответствующее разрешение в Министерстве культуры Российской Федерации на вывоз полотна. «Нужно было спешить, — сказал Андрей Савенко, — ведь картина написана в 1969 году, и в 2019-м мне бы уже не дали разрешения на ее вывоз из России. Во время пересечения двух границ, а летел я через Минск, пограничники и таможенники не разворачивали свиток, лишь приоткрыли край, чтобы увидеть, что там действительно какое-то полотно».
Выпуск газеты №:
№232-233, (2017)Section
Почта «Дня»