«Производство» праздников
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050916/4169-8-1.jpg)
Обсуждение на страницах «Дня» вопроса о том, быть или не быть Празднику оранжевой революции (см. №159), фактически является частью более широкой темы — об искусстве государственного «производства» народных праздников.
Накануне 7 ноября 2004 года тогдашний премьер-министр Виктор Янукович заявил, что «годовщина Великой Октябрьской социалистической революции — это государственный праздник Украины!» (?! — Г. А. ). И что же? Его заявление так и осталась без внимания политологов, социологов, психологов, а украинское общество так и не узнало, объединит его или разъединит «красная» дата из советского календаря. По поводу же возможного празднования на государственном уровне даты, связанной с новейшей украинской историей, в экспертных кругах поднялась целая буря. Мол, этот праздник разъединит общество. Действительно, если его предварительно «закодировать», то оно будет влиять на общественное сознание именно таким образом.
Еще один вопрос: на каких основаниях объединяться? Если объединять окружающий мир, глядя на него в кривое зеркало, то можно объединиться только в королевство кривых зеркал. Последовательно двигаясь путем такого «объединения», нужно будет переименовать национальную валюту, поскольку на Востоке страны ее называют «рубль». Сделать это намного легче, чем объяснить населению, что ценность гривни не только в том, что это — денежная единица, платежное средство, а и в том, что гривня имеет древнее историческое происхождение как один из признаков украинской государственности.
Так же и украинские даты сами по себе, без просветительской работы, без искусства создания праздничной ауры не станут народными. Отнюдь не случайно В. Янукович собирался реанимировать «государственный праздник» Октябрьской революции, зная, что его электорат воспримет это «на ура». Для того, чтобы сделать 7 ноября массовым праздником, советская пропаганда приложила немало усилий. «Производство» государством народных праздников в Стране Советов было поставлено на идеологический конвейер. И даже Новый год, на который уважаемые эксперты ссылаются, как на настоящий народный праздник, на самом деле был, как модно сейчас говорить, проектом коммунистической партии, который она предложила народу в качестве альтернативы празднику Рождества Христова. Над этим проектом армия советских пиарщиков поработала настолько мастерски и тонко, что и сейчас новогодняя альтернатива иногда «более народная» чем Рождественский Праздник. Согласитесь, в новогоднюю ночь никто не вспоминает о КПСС, зато смотрят «Карнавальную ночь» или «Иронию судьбы...».
А что сделано у нас, чтобы украинские государственные праздники такие, как День Соборности и День Независимости, стали народными? Почти ничего. Знаменитая акция движения «Живая цепь» 21 января 1990 года в честь объединения ЗУНР и УНР стала чуть ли не единственной действенной демонстрацией единства украинского народа. Правящей элите, видимо, всегда было не до таких «пустяков», как «производство» украинских по содержанию и духу праздников. Механически дублируя почти все «красные» даты из советского календаря, власть в течение 14 лет с настойчивостью, достойной другого применения, культивировала советские праздники, перелицовывая их в «украинские», как, например, «день красной армии» в «день защитника Отечества». В то же время людей, как будто приучали к мысли, что День Независимости Украины не настолько выдающийся праздник, как, условно говоря, «день пива». Невооруженным глазом видно, что смета празднования Дня Независимости на местном уровне урезана Злой Мачехой, и поэтому главный праздник страны выглядит Золушкой на балу чужеземных праздников. Никто же не требует разгула на широкую ногу. Ведь этому празднику больше к лицу творческие конкурсы, вернисажи, выставки детского рисунка, художественной вышивки, исторические спектакли под открытым небом, театральные фестивали, спортивные соревнования и тому подобное. Подобные мероприятия проводятся, но не в честь Дня Независимости, а в дни других праздников. Одна местная газета представила читателям новую трактовку Дня Независимости Украины как своеобразного дополнения ко Дню Победы. В передовой статье говорится о причастности к независимости Украины только ветеранов ВОВ, а многовековая борьба украинского народа за свою независимость нигде даже не упоминается, как будто она не имеет никакого отношения к 24 августа 1991 года. Таким образом украинский праздник пытаются перелицевать на советский лад.
Оранжевая революция переняла эстафету «Живой цепи» 1990 года. Миссия Майдана состоит в великой национальной объединительной идее. На Майдан люди выходили под лозунгами единства всей Украины, которую раскалывали силы зла как внешне, так и изнутри. Свои лозунги участники оранжевой революции подтвердили делом, когда братались с людьми, приехавшими с Востока Украины под бело-синими знаменами. Это означало, что оранжевая революция не только для «оранжевых». В первую очередь, это украинская революция за единство народа, за свободу и демократию. Как и любое историческое событие в жизни народа, она принадлежит всему народу, а «оранжевый» и «бело-синий» — это цвета различных взглядов, позиций и партий. Демократия всегда разноцветная, только тоталитаризм имеет один, единственно правильный цвет. Со временем персонификация оранжевой революции утратит свою актуальность, а ее идеи единства и свободы останутся. Поэтому это украинское событие имеет право на внесение в календарь истории.
Сегодняшний политический кризис никоим образом не бросает тень на народную оранжевую революцию. И хотя происходящие события далеки от праздничных, в стране, возможно, наконец, состоится настоящая оппозиция, столь необходимая молодой украинской демократии вместо обанкротившейся коммунистической и раскольнической «региональной».
Выпуск газеты №:
№169, (2005)Section
Почта «Дня»