Перейти к основному содержанию

Референдум как консенсус

15 декабря, 20:54

1 декабря Украина отметила 20-ю годовщину со дня проведения незабываемого Референдума о признании Акта провозглашения независимости Украины. Событие нерядовое и выдающееся хотя бы потому, что тогда за независимость проголосовало более 90 процентов граждан Украины, включая Крым, Севастополь и Юго-Восток. Как известно, тот референдум проводился на основании еще Закона УССР о референдумах. Нужно отметить, что он был прямого действия, то есть его решения приобретали в государстве Украина статус закона и подтверждали Акт провозглашения независимости Украины ВР от 24 августа 1991 года.

Но это уже история. Прошло двадцать лет. В Украине — четвертый президент, перебывало 20 правительств (по правительству в год), и в этом мы, вероятно, рекордсмены, что, безусловно, дает мало оснований для оптимизма, хотя кое-кто и видит в этом признак демократии и свободы. Это был первый и, к сожалению, последний референдум, то есть фактически в последний раз власть непосредственно слушала народ. Мне могут возразить, что был еще т. н. референдум при Кучме, но это фактически был простой опрос граждан без всяких последствий и имплементации результатов этого опроса. В дополнение (и это главное) — тот опрос граждан не имел силы прямого действия.

За двадцать лет существования Украины было множество вопросов, на которые должен был бы (и, главное, хотел бы) дать ответ народ — как Главный Суверенный хозяин этой страны. Как пример: нынешняя степень доверия к органам власти (Президенту, Верховной Раде, правительству). Мы помним, как М. Саакашвили в Грузии в критическое для государства время несколько лет назад не побоялся и пошел на беспрецедентный шаг — провел по своей инициативе памятный референдум о доверии к нему как президенту. И что же? А после этого Грузия просто взрывным образом рванула к демократическим преобразованиям в обществе.

Мало ли в жизни восстановленного государства возникает неотложных вопросов, которые требуют немедленного всенародного обсуждения? Вопрос риторический. Казалось бы, проведение подобных референдумов должно было бы стать в Украине постоянным и системным, как в той же многоязычной Швейцарии. Считаю, что проведение референдумов — это кратчайший, самый действенный и самый эффективный путь к демократическим преобразованиям во всяком государстве, а в Украине — более всего. Однако после Референдума 1 декабря 1991 года ни один президент Украины не делал даже попытки инициировать принятие Закона о референдуме. Казалось бы, что в этом должна была бы быть заинтересована, прежде всего, оппозиция (не суть важно какая: нынешняя или прошлая), но и здесь прокол. Не хотят наши избранники данного закона, потому что очень может быть неуютно всем от результатов соответствующих вероятных референдумов. По большому счету Закон о референдуме — это некий договор между властью и народом, в котором выписаны параллельно как права, так и обязанности сторон. Это, по моему мнению, некая консенсусная форма правления государством. Отказываясь принять Закон о референдуме, власть, таким образом, нарушает конституционные права граждан, забирает право на постоянный контроль над ней. Сегодня власть на всех перекрестках провозглашает европейский выбор, экономические преобразования, реформы, постоянно отчитывается о своих почти героических (как послушать их) достижениях на всех фронтах развития государства. Так и хочется упрекнуть наши власти предержащие: «А вы у народа спросите: на самом ли деле это так?». Но не спрашивают, потому что боятся услышать в ответ сакраментальное: «Брехня, ганьба, геть!». Но это можно и понять. Ведь такой путь управления государством — консенсусный — заставляет власть, в конце концов, перейти от декларативных способов борьбы с позорными явлениями коррупции, избирательного правосудия и т. п. к реальным. Не сомневаюсь, что когда заработает институт проведения референдумов, народ сразу же найдет и определит своих героев.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать