Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сквозь терны к звездам. Екатерина Белокур

Путешествие на родину выдающейся украинской художницы
19 сентября, 18:34
Е. БЕЛОКУР «СЧАСТЬЕ». 1951 Г. ЯГОТИНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

На родину выдающейся украинской художницы Екатерины Белокур из Киева можно добраться как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. Я выбрал железную дорогу, электричка Киев — Гребенка останавливается на станции Богдановка, от которой к музею приблизительно 3 км.

Заведение было создано в 1977 году, через 16 лет после смерти художницы. До этого в доме Белокуров жили уроженцы Богдановки, которые эмигрировали из Франции. После их хозяйствования родная хата художницы превратилась в полуразрушенную лачугу. Возобновлять хату художницы и создавать в ней музей помогали выдающиеся деятели украинской культуры, в частности Мыкола Бажан, Нина Матвиенко, Олесь Гончар, Иван Драч, Александр Непорожный, Анна Самарская. Памятник Екатерине Белокур, что стоит во дворе музея, сделал ее племянник — Иван Григорьевич, которому тетя материально помогала во время учебы. Екатерина Белокур надеялась, что Иван Григорьевич станет художником.

Вот такая, если кратко, история создания музея. Во дворе сохранились груша-дичка, яблоня-райка и орех, посаженные художницей. У входа возвышается древний вяз, посаженный прадедами художницы, под ним крестьяне устраивали посиделки, его Екатерина Белокур спасла от гибели, когда через Богдановку тянули линию электропередач, которая должна была бы пройти на месте этого великана.

В хату художницы ведут небольшие сени, на стене которых написаны слова Олеся Гончара о значении творчества Екатерины Белокур, обрамленных птицами и цветами работы Анны Самарской, — любимой ученицы художницы, также богдановской уроженки. Она же расписала и печь в комнате, что служила художнице своеобразной гостиной.

ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ БЕЛОКУР ВО ДВОРЕ БОГДАНОВСКОГО МУЗЕЯ

О жизни Екатерины Белокур, моменты которой отражены на фотографиях художницы в этой же гостиной, читателям, уверен, известно много. Напомню лишь основные ее вехи.

Родилась художница 7 декабря (24 ноября по старому стилю) в день великомученицы Екатерины. Самостоятельно овладела грамотой, школу не оканчивала, из-за чего не имела возможности учиться в техникумах, куда дважды напрасно пыталась поступить (Миргородский техникум художественной керамики и Киевский театральный техникум).

В 20-х годах активно участвовала в работе местного драматического кружка, организованного учителями Иваном и Ниной Калитами. Именно они не самые ли первые разглядели в ней талант к рисованию. У них она брала свою первую бумагу для живописи.

Отец девушки с недоверием относился к художественным наклонностям Екатерины и даже подарил дочке швейную машинку, чтобы она занималась настоящей женской работой. Все мужчины, которые сватались к ней, ставили  условием бросить рисование. Из одного сватовства Екатерина убежала в Канев, на Шевченкову могилу, на которой просила Кобзаря помочь ей стать художницей. Этот поступок еще больше обозлил отца. Однажды, не выдержав родительские упреки и запрещения, Екатерина прибегает к опасному шантажу, войдя в осенний день в холодную воду местной реки Чумгак и сказав матери о готовности к самоубийству, если и не позволит ей рисовать. Лишь после этого родители, наконец, отступились, смирившись со страстью дочки.

Широкое признание пришло к художнице неожиданно. Она услышала песню «Чи я в лузі не калина була...» в исполнении Оксаны Петрусенко и была поражена талантом примы, написала ей письмо, к которому приобщила свой рисунок калины. Девушка не знала адреса певицы и подписала конверт просто: «Киев, академический театр, Оксане Петрусенко» (конечно, что пунктуационных знаков не было, потому что девушка не знала, где их ставить). Письмо Петрусенко получила, уже в этом заметный Божий промысел! Певица была в восторге от рисунка неизвестной ей крестьянки и, посоветовавшись с приятелями — Василием Касияном и Павлом Тычиной, попросила найти талантливую корреспондентку. Работами Екатерины заинтересовались. В 1940 году ее картины экспонируются в Полтаве (именно к Полтавской области тогда относилась Богдановка), где пользуются грандиозным успехом. Художницу вскоре премируют поездкой в Москву, где она знакомится с оригиналами произведений Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Уже в 1941-ом женщина, которую односельчане до недавнего времени считали, мягко говоря, чудаковатой, должна была бы стать народной художницей Украины. Но Вторая мировая война пришла на поприща Советского Союза, гражданские дела отошли на второй план. В Богдановке во время войны, кстати, были два лагеря военнопленных. Один из братьев Екатерины — Павел — с фронта не вернулся. В первые годы немецко-советской войны у художницы на нервной почве отказывают ноги: она узнала о пожаре в полтавском музее народного искусства и подумала, что все ее картины, которые в нем сохранялись, тоже уничтожил огонь. К счастью, опасения художницы в этот раз были напрасными.

Уже после войны, в 1954 году две картины Екатерины Белокур «Царь-колос» и «Березка» были потеряны после триумфальной для нее выставки в Париже, где ее произведения имели восторженную оценку Пабло Пикассо, который вообще-то крайне редко делал комплименты художникам-современникам. За потерянные картины государство дало художнице мизерную компенсацию. Остались репродукции этих работ, они в частности вошли в единственный прижизненный альбом художницы, который увидел мир в 1959 году.

Через два года Екатерины Васильевны не стало, она умерла от рака желудка, оставив незавершенной картину «Георгина на голубом фоне», которую, кстати, можно увидеть в богдановском музее, в комнате-мастерской художницы, куда она почти никого не пускала, потому что считала, что нельзя смотреть на незаконченные произведения.

Художница всего на несколько дней пережила свою мать — Якилину Павловну, которая до конца дней не верила, что родила выдающуюся художницу. Похоронили Екатерину Белокур в центре ее родной Богдановки. Памятник над могилой художницы создал Иван Гончар.

«На довгу згадку ці квіти посилаю тому, кого не бачила, тому, кого не знаю... Важко мені лежати в землі, якщо хтось, хто буде жити після мене, не згадає мою добру роботу добрим словом», — писала в одном из писем Екатерина Белокур.

Поэтому примем этот замечательный подарок с благодарностью и не будем забывать выдающуюся художницу и ее самобытные произведения, за право создания которых ей пришлось много выстрадать.

***

Искренне благодарю за помощь в подготовке этого очерка заведующую музеем-усадьбой Екатерины Белокур в Богдановке Ольгу Александровну Шерстобит и научную сотрудницу этого заведения Ольгу Петровну Шеремет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать