Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Слово об исчезающем театре

10 октября, 18:45

В Украине театр любят странной любовью. Театр не воспринимается храмом духовности. Скорее наоборот, местом развлечения. Местом, где можно приятно провести время и забыть о тяжелой жизни за его стенами. Поэтому пользуются большим спросом легкомысленные комедии-пустышки... Но ведь для театра очень важно всегда оставаться целостным в убеждениях, базирующихся на особом эстетичном мировоззрении. Но могут ли украинские театры быть такими в обществе, где основным мерилом ценностей становятся только деньги? Где доминируют одноразовые проекты? Где навязывается мысль, что наибольшей проблемой страны является вкусно приготовить и легко похудеть.

Сегодня много говорится, что театру нужны средства, а средств не хватает... Возможно. Но можно принять закон, который привлечет меценатов и спонсоров. История мирового искусства не знает примеров, когда театр становился экономически прибыльным предприятием. Поэтому трудно понять, почему в Украине театры классифицируются как театрально-зрелищные предприятия с обязательным выполнением производственных планов. Это приводит к коммерциализации. Культура теряет гуманистическую основу. А это, в свою очередь, ведет к исчезновению милосердия и сострадания.

Все сказанное касается и такого вида театра, как театр кукол. Собственно, в природе этого театра — метафора, гротеск, пародия, абсурд, фантасмагория. Не случайно Джонатан Свифт писал в свое время: «Для того чтобы показать человеческую жизнь со всеми ее чудачествами, был придуман театр кукол». Его история начинается задолго до возникновения других видов театра. И знает много славных страниц. И замечательных мастеров во владении куклой. Еще несколько веков назад театр кукол был театром для всех! И пользовался тем же репертуаром, что и драматический. А сейчас некоторые украинские режиссеры-кукольники публично утверждают об исключительно «детском направлении» в деятельности театра кукол. Другие, стремясь расширить средства выражения, обращаются и к универсальному актеру, средствам драматического театра. Появляется все больше спектаклей, где кукла не является главным действующим лицом! Она перестает быть основным инструментом в постановках. А это самый главный признак такого вида театра, как театр кукол. И от этого теряется мастерство во владении театральной куклой. Странный парадокс: чем больше учебных заведений, которые учат азам профессии, тем меньше специалистов появляется в театрах. А в спектаклях форма вышла на первый план, смена аттракционов. Все это приводит к большим трудностям в определении особенностей каждого вида театра отдельно. Поэтому как самостоятельный вид театра театр кукол утратил свою специфику и часто переименовывается в театр актера и куклы. Или театр анимации. Или синтетический театр. А те, которые до сих пор носят название театра кукол, своими постановками, даже интересными, не отвечают своему названию и специфике. Эти постановки получают награды на фестивалях играющей куклы. Тогда возникает вопрос о целесообразности называть такие фестивали фестивалями театров кукол.

В стране есть театры, которые принципиально не принимают участия в отечественных фестивалях, но претендуют, чтобы их относили к лучшим. Несколько других театров через СМИ декларируют, что они лучшие. Театр кукол — наиболее закрытая система. Некое «корпоративное братство». Но в нем существует «ядро», которое оценивает творческий уровень всех в этом «корпоративе». И при отсутствии принадлежности к «ядру» или его окружению трудно рассчитывать на улучшение творческого уровня. Все это потому, что за двадцать с лишним лет не удалось создать новую действенную театральную структуру. А то, что было лучшего из старой, утрачено навсегда. Нет всеукраинской театральной награды, за которую могли бы бороться все виды театра. Мало специальных печатных и электронных органов. Не подводятся итоги театральных сезонов по стране, из которых можно узнать о победителях в разных номинациях. Две самые большие отечественные общественные организации, способствующие развитию театрального искусства (вторая — развитию искусства играющей куклы), имеют ограниченные юридические права и финансовые возможности. Они не могут, например, обновить лабораторию режиссеров и художников. И так далее и тому подобное... Пока театр не стал тем, чем он должен быть для нынешнего молодого украинского государства. И вспоминаются слова, якобы сказанные в начале 1990-х первым главой государства: «Какая культура?! Нужно хотя бы накормить людей». Эта «кормежка» продолжается и поныне, постепенно доводя культуру и искусство до нечеловеческого состояния...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать