Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Современный взгляд на экспертные оценки

27 октября, 00:00
Последние события, связанные с катастрофой российского самолета Ту-154, вновь заставляют нас задуматься над проблемами, которые порождает все растущая технизация общества. К ним, в частности, относятся надежность сложной техники, возможные последствия ее отказов и сбоев, наличие у обслуживающего персонала знаний и навыков для ее безопасной эксплуатации. В письме нашего читателя — киевлянина Валентина Бондаренко — подняты два важных вопроса, напрямую связанных с этими проблемами: проведение экспертизы технических проектов и формирование общетехнической культуры, которая зависит от направлений современного образования.
Печатая это письмо, мы приглашаем экспертов и читателей высказать свою точку зрения на поставленные в нем вопросы и пути их решения.

Целый комплекс вопросов, поставленных нашей технизированной цивилизацией, вызывает серьезную обеспокоенность в обществе. В первую очередь — это вопрос связи, взаимодействия все более технически вооружаемой нашей жизни, в том числе и на бытовом уровне, и необходимости гуманизации общества, которую очень часто понимают как антитехнизацию. Именно это приводит к конфликту человека и техники, который может закончиться катастрофой, начиная от микромасштабов и заканчивая мировыми. Поэтому возникает вопрос о направлениях современного образования, когда каждый человек должен получить определенные навыки и понимание эксплуатации технических устройств. Нужно отойти от крайностей, когда признается, что из человека не будет инженера, изобретателя-«технаря», а поэтому ему совсем нет необходимости знакомиться с основными принципами действия и эксплуатации техники. Это должно осуществляться по новейшим гуманитарным методикам, ведь современный человек не может считаться культурным, если он пренебрегает культурой общетехнической.

Вторым аспектом этого вопроса является подход к экспертной оценке. В свое время министр атомной энергетики России (уже освобожденный) утверждал, что оценить определенные новые технические проекты могут только конкретные специалисты, что это не дело широкой общественности, не дело политиков. В этом утверждении есть значительная угроза. Дело в том, что со временем специалисты и рабочие конкретной отрасли теряют чувство опасности, глядя на свою отрасль как на кормилицу. Да и анализ несчастных случаев на производстве показывает, что со стажем работы их процент не сокращается. А часто даже увеличивается. Такое отношение к своей отрасли может быть и вполне искренним, но может иметь и преступный характер. Поэтому мнение независимых экспертов, даже не узких специалистов данной отрасли, является обязательным. Можно привести много примеров деяний специалистов — перекрытие Кара-Богаз- Гола, фактическое уничтожение Арала, лечение диссидентов от невероятных болезней, восхваление преимуществ коммунистической системы... «несть числа им». Если бы не было общественной экспертизы, то повернули бы северные реки, соединили бы каналами реки Украины, настроили бы атомных электростанций как можно ближе к большим городам, насооружали бы дамб и водохранилищ, сокращая площади плодородных земель...

Итак, вывод второй — экспертная оценка, особенно больших технических проектов, должна проводиться широким кругом общественности, специалистами смежных и даже отдаленных отраслей.

Не так давно на экранах почти всего мира прошел фильм «Титаник». Да, там и человеческие трагедии, и любовь, и шлягеры. Но почему практически каждое поколение снова и снова обращается к этой катастрофе? Что влечет к ней людей? В чем загадка «Титаника»? Это была первая большая катастрофа технически совершенного проекта, первый звонок человечеству, чтобы оно не увлекалось технизацией, считая себя вершиной природы, заменяя ее своими техномонстрами. И произошла эта катастрофа не из-за несовершенства техники (у природы достаточный разрушительный потенциал, чтобы доказать человеку свое величие), а из-за психологической неготовности человека взаимодействовать с техникой. Именно это на данном этапе развития в большинстве случаев является причиной катастроф. И когда безопасность любого проекта оценивают в 99,9% (100% не дает никто!), то не учитывается вмешательство человека. А оно приводит к непредсказуемым ситуациям, стечению обстоятельств, вероятность которых просчитывается как один случай на сотни тысяч лет.

И отсюда вывод третий — в основу экспертизы технических проектов необходимо положить не принцип вероятности опасности, а принцип последствий возможной катастрофы: как она повлияет не только на отдельное производство, определенную отрасль или регион, но и что ожидает все человечество, нашу планету; сколько будет стоить ликвидация этих последствий; какого количества людей это будет касаться не только непосредственно, но и в отдаленном будущем.

Развивая все три аспекта одновременно, человечество постепенно сможет внедрять новые технические проекты (остановить этот процесс невозможно). Но, пренебрегая хотя бы одним из них, вместо развития мы по необходимости будем заниматься ликвидацией последствий неразумной деятельности человека.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать