Талантливое слово волынянки Маргариты Малиновской
Исполняется 70 лет со дня рождения писательницы, критика и литературоведаЧленом Союза писателей Украины она стала в 24 года. Она — моя ровесница, и могла еще очень многое сделать для развития украинской литературы, для славы Волыни — края, где родилась, где прошли детство и школьные годы, где начала работать и о котором потом вдохновенно поведала в своей дилогии «Гремучие озера» и «Полесье».
А начинала Маргарита Малиновская прокладывать свой путь в литературу как журналистка. В 60-х годах прошлого века районные газеты испытывали кадровый «голод». И редакции охотно брали на работу выпускников школ, которые сотрудничали с ними и подавали надежды на творческий рост. Так ее принял литработником редактор ковельской горрайонки. Об этом я узнал от Риты во время нашей первой встречи в областной типографии. Когда знакомились, девушка надменно назвала лишь свою фамилию — Малиновская.
— Материалы твои часто печатает «Советская Волынь», — не удержался я от комплимента. — Вот только что прочитал твою корреспонденцию о железнодорожниках.
Это, видно, ей импонировало, девушка включилась в беседу. Узнал, что отец — бывший фронтовик, родилась в Локачах. Точнее, в селе Уйми, которое позже слилось с поселком. Родители затем переехали в Луцк. Здесь Маргарита закончила с золотой медалью среднюю школу № 1. Во время учебы 2 года подряд была редактором и автором многих материалов общешкольной газеты. Выступала на литературных вечерах, в которых часто принимали участие волынские поэты. В 10-м классе Петр Мах посоветовал выпускнице сотрудничать с областной газетой. Так появились ее первые заметки на страницах печатного издания. Это окрылило и впоследствии определило ее путь в журналистику.
Однако нелегко было в те годы поступить на этот факультет. Хрущевские реформы, в частности, в высшем образовании, предусматривали обязательный 2-летний трудовой стаж для абитуриентов. Высоким был и конкурс на журналистику: 6-9 абитуриентов на место. Я, например, 3 раза старался покорить эту вершину, хотя вступительные экзамены сдавал успешно. Риту-медалистку лишь на второй раз приняли в Киевский госуниверситет. И то на заочную форму. В дальнейшем (это было осенью 1962 года) она перевелась во Львов на стационар. На журфаке мы проучились вместе три курса! Моя землячка не пыталась верховодить, как другие, вела себя скромно, с достоинством, придерживаясь золотой середины.
Как-то июньским днем — мы тогда уже сдавали сессию — наш староста Михаил Мигаль (он был вхож к начальству в деканат и на кафедры) принес сенсационную новость: «Наша Рита в газете «Літературна Україна» в рецензии «Где «гвоздь поэзии зарыт...» разгромила новый сборник известного львовского писателя». Такого до сих пор не было в студенческой практике — посягнуть на авторитет. Через несколько месяцев досталось «на орехи» и молодым поэтам. Критик Маргарита Малиновская детально анализировала их творческие находки, но акцент делала на просчетах, явном графоманстве. С того времени началось ее активное сотрудничество с редакциями киевских литературных журналов.
Пятый курс заканчивала уже в Киеве. А летом перед окончанием ей радостно предложили должность в отделе критики журнала «Вітчизна». Тогда же на заседании Президиума ее вне конкурса приняли в Союз писателей. Так разошлись наши студенческие дорожки. За мощным стартом Маргариты в большую литературу я доброжелательно следил с помощью периодики. Потом, будучи 2 года заместителем главного редактора «Літературної України», она приложила немало усилий для поднятия ее авторитета среди читателей. Из-под ее пера вышло немало острых, проблемных материалов. Она смело стала на защиту романа Олеся Гончара «Собор». Это ей впоследствии не простит идеологическая верхушка всесильного ЦК. И она вынуждена искать скромный заработок как литредактор на киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко. Некоторое время работала референтом и ответственным секретарем комиссии по драматургии Союза писателей Украины. Волынянка мужественно встретила удары судьбы. Эти гонения способствовали тому, что Маргарита от ежедневных журналистских хлопот перешла к написанию художественных произведений.
Как-то я поинтересовался ее успехами у отца, Юрия Александровича.
— Рита засела за роман, — сообщил он, и добавил: — Когда я гостевал у дочери в Киеве, по вечерам детально расспрашивала о моей революционной молодости и моих ровесниках. Хотя и перед тем уже собирала материал о жизни крестьян Западной Украины накануне Второй мировой войны.
Впоследствии, это был, наверное, 1975 год, мы читали журнальный вариант этого эпического произведения в «Жовтні». Потом роман вышел и отдельной книгой. Это были «Гремучие озера». На Всесоюзном литературном конкурсе имени Николая Островского в следующем году он удостоен первой премии и 100-тысячным тиражом в переводе на русский язык напечатан московским издательством «Молодая гвардия». Высоко оценил произведение молодой писательницы известный мастер Василий Земляк. В его статье (ее отрывок помещен в этой книге) говорится: «Малиновская как романист блестяще справилась с поставленным заданием — отобразить целую эпоху из жизни волынской земли. Она рисует характеры людей глубоко и тонко, воспроизводит своих героев во всех проявлениях, достоверно переносит нас во время, в которое они жили и действовали...»
В 1979 году писательница завершила работу над второй частью дилогии. Журнал «Жовтень» опубликовал ее роман «Полесье» — о черной ночи фашистской оккупации в городах и селах волынского края и первых годах освобождения. С ним Маргарита приезжала на творческие вечера, которые проходили в Луцке и родных Локачах. Тогда же она побывала на Волынском радио, где состоялась встреча с нашим коллективом.
Кстати, в наработке нашей землячки, кроме названной дилогии, еще четыре книги литературно-критических статей и почти сотня публикаций в газетах и журналах.
30 августа 1983 года секретариат Киевской организации Союза писателей Украины выдал ей командировку на 20 дней на Волынь. Она собирала материалы для будущих разделов нового произведения «Стохід». Но она не приехала... Смерть внезапно остановила биение ее горячего и непокорного сердца... 42 года продолжалась ее земная жизнь. Два десятка лет отдала она литературе, была мастером правдивого украинского слова.
В собрании Волынского краеведческого музея есть фонд Маргариты Малиновской. В нем — документы о ее жизни и творчестве, более 80 книг с дарственными посвящениями известных писателей Украины, республик бывшего Союза и зарубежных стран. Достаточно обширное собрание литературы о нашей землячке есть также в фондах областной научной библиотеки имени Елены Пчилки. Ее имя вписано и на страницы «Украинской литературной энциклопедии». Помним!
Выпуск газеты №:
№210, (2011)Section
Почта «Дня»