Тихие вишневые Глодосы
«Cело свободных людей» интересно не только своим «сокровищем»Приезжий Сельдяев в одноименном рассказе Аверченко, когда ему показывают Петербург, остаётся безразличным к невероятным столичным историям, но оживляется, едва лишь речь заходит о его родном Армавире. А ярославский вице-губернатор никак не мог понять, в чём заключаются заслуги педагога Ушинского, почему его некролог нужно печатать в газете? Но услышав, что Ушинский начинал свою деятельность в Ярославле, вице-губернатор выдохнул с облегчением: с этого нужно было начинать.
Как раз с «этого» нужно начинать, когда говоришь с жителем Бобринца о Марке Кропивницком или Льве Троцком, с жителями Александрии о Дмитрии Чижевском, а кировоградцами об Арсении Тарновском или же о крепости, от которой произошёл город. И так в каждом населённом пункте. Поэтому когда на прошлой неделе пришлось побывать в селе Глодосы Новоукраинского района, то первое, что называли местные жители, — это сокровище славянского князя, которое в 1961 году нашёл на околице села местный десятиклассник Володя Чухрий, Покровскую церковь, одну из самых старых не только на Кировоградщине, но и в Украине, и уроженца села поэта Тереня Масенко. А ещё, что здесь было военное поселение, и не всегда село было таким тихим, каким запомнил его Терентий Германович.
Официальная история села Глодосы берёт начало с середины XVІІІ в., хотя люди жили здесь и ранее. Поселения появлялись благодаря запорожским казакам, чьи зимовники-хутора в XVІ-XVІІ в.в. занимали значительную территорию современной Кировоградщины. А когда после победы над Турцией России вернули широкие степи между Бугом и Днепром, сюда хлынули беглецы от крепостничества из центральной России, «потемкинские» селяне с Киевщины и Полтавщины, молдованы из соседней Бессарабии, сербы, гуцулы и даже немцы.
Именно с молдованами связывают нынешнее название села. Известен точный год переименования — 1784-й. Весной болотистые берега реки Сухой Ташлык, покрытые густыми зарослями терна и боярышника, привлекали своим цветом много диких пчёл и ос. Сочетание молдовского слова «глод» (болото) и названия этих насекомых будто бы и породило название Глодосы.
С самих своих начал Глодосы имели характер военного поселения. Еще задолго до своего переименования они были сотенной слободой Слободского полка, с 1764-го — шанцем Елисаветградского пикинерского полка, впоследствии здесь размещался Молдовский гусарский полк. После 1825 года на территории села квартировали подразделения Третьей Украинской уланской дивизии.
Село выделяется среди других тем, что здесь никогда не было крепостных и помещиков. Глодосяны считались свободными людьми. Три дня в неделю они хозяйствовали на своей земле, ещё три — служили уланами, обязательно со своим конём.
Еще в 1783 году Херсонская епархия дала согласие на строительство церкви. Был такой порядок: если в селе насчитывалось не менее 120 дворов, позволяли строить храм. Сначала церковь была деревянной, но вскоре она сгорела и глодосяне построили новую, из кирпича. Освятили её на праздник Покровы в 1808 году, с тех пор и называется она Покровской. Первый настоятель — отец Леонтий Виноградов — имел непосредственное отношение к развитию образования в этих краях. Он организовал в 1783 году первую небольшую школу для юных хористов церковного хора, где сам и учил их письма, чтения и арифметики.
Позже, в 1855 году, в селе построили ещё один, более величественный храм, названный Всесвятским. Рядом возвели три корпуса новой церковно-приходской школы, рассчитанной на 300 учеников. А в конце 80-х годов ХІХ в. появилась ещё одна — земская — школа, которую позже назвали в честь первого её директора Федора Божора Божоровой. В 1899 году на средства графини Кудашевой, праправнучки генерала Кутузова, в селе построили ещё одну школу, и она приобрела не меньшую славу, потому что очень скоро её неофициально начали называть Глодоским университетом. Дело в том, что здесь готовили учителей начальных классов для тогдашнего Вознесенского учебного округа. Одновременно здесь готовили будущих дьяков для сельских церквей.
В Глодосах уже давно нет Всесвятской церкви, разобранной по кирпичу в 50-х годах прошлого века. Нет и зданий знаменитых школ. А вот Покровская церковь выстояла и является одной из самых древних не только в области. Вот только надлежащего уважения её как памятке-реликвии со стороны власть имущих нет. Если бы не общественность и руководители местных сельхозпредприятий, древние стены храма, по-видимому, разрушились бы. Сегодня церковь ремонтируют. Служит в ней отец Леонид.
Об уровне национального сознания жителей Глодос свидетельствует хотя бы тот факт, что во времена Украинской народной республики село отправило в украинскую армию целый полк воинов, который впоследствии стал называться Глодоской дивизией, которой командовал глодосянин Фока Мелешко. А легендарный последний атаман Холодноярской республики Орёл — не кто иной, как селянин из Глодос Герасим Нестеренко.
Родились в Глодосах и учились в Божоривской школе Михаил Шварцбург и Терентий Масенко. Первый выехал из села в 1929 году. По профессии инженер-конструктор, доктор технических наук. Был творцом ходовой части советского лунохода и автором узла знаменитого танка Т-34. Гостевал в родном селе в 1945 году, приехав из Ленинграда, чтобы узнать о страшной судьбе евреев-глодосян. Михаил Борисович оставил землякам рукопись об истории села. В последний раз Шварцбург побывал в Глодосах в 1975 году, а вскоре ушёл из жизни.
Терень (Терентий) Масенко родился в Глодосах 10 ноября 1903 года. Дед будущего писателя руководил церковным хором, дом стоял близ сельского храма. Он не сохранился, местный житель Иван Короб показал нам на улице, которая сегодня носит имя Масенко, место, где когда-то стоял родительский дом поэта. В настоящее время лишь это название и памятная доска о переименовании улицы именем Масенко и сельской амбулатории через дорогу от церкви напоминают нам в Глодосах о славном земляке.
1930 году Масенко закончил факультет журналистики Коммунистического университета имени Артёма при ЦК КПУ. Работал в редакциях ряда газет и журналов, а в годы Великой Отечественной войны — на радиостанции. Первый сборник поэзий «Степова мідь» вышла в 1927 году. Работал также как очеркист и автор книг для детей. Немало стихотворений Масенко положены на музыку украинскими композиторами. Значительное место в творчестве принадлежит эпическому жанру (роман в стихах «Степ»). Последние, изданные при жизни, прозаические произведения — эссе и воспоминания о художниках-побратимах. Умер автор прославленной «Пісні про Дніпро» 6 августа 1970 года. Похоронен в Киеве.
На праздновании 100-летия со дня рождения Тереня Масенко из Киева в Глодосы приезжала его дочь Лариса Масенко — один из ведущих современных языковедов и популяризаторов украинского языка, известный общественный деятель. В этом году глодосяне собираются отмечать 110-летний юбилей своего земляка.
И все же у многих читателей село Глодосы ассоциируется с сокровищем, на которое случайно натолкнулся летом 1961 года десятиклассник Володя Чухрий. Об этой истории рассказывает публикация Владимира Панченко «Золотое чудо из-под Глодос» в номере газеты «День» за 11 мая 2007 года.
Выпуск газеты №:
№184, (2013)Section
Почта «Дня»