Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Триумфальное выступление капеллы «Думка» во Франции

Интересные подробности событий 90-летней давности
15 августа, 19:46

Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка» празднует в этом году два знаковых события: свой 100-летний юбилей и 90-летие с начала  первого зарубежного триумфального выступления во Франции. Легендарная «Думка» была первой ласточкой среди хоровых коллективов СССР, удостоенной такой чести — выступать за рубежом. Руководство советского государства недаром отправило в зарубежное путешествие именно «Думку».  На это было несколько причин: во-первых, в 1920-х гг. капелла много гастролировала по Украине и СССР и стала одним из ведущих художественных коллективов, во-вторых — на пороге первая славная годовщина — 10 лет со дня создания коллектива, в-третьих (из идеологических соображений) — нужно было продемонстрировать миру, что советское искусство является наилучшим. Признание «Думки» в 1920-х гг. подкреплялось многочисленными официальными наградами и званиями. Так, в 1924 г. она стала называться «Первой рабоче-крестьянской капеллой УССР», в 1926 г. — Коллегия Наркома образования присвоила дирижеру капеллы Нестору Городовенко звание «Заслуженного артиста Республики», а «Думке» — титул «Первая народная капелла Республики». Год спустя ее пение транслировалось в прямом эфире радио СССР и стран Западной Европы. В это время, кроме Городовенко, дирижерами капеллы были и известные музыкальные специалисты: Михаил Гайдай, Николай Вериковский, Миловский. Репертуар «Думки» состоял из свыше 500 песен, большую часть которых составляли украинские.

В 1927 г. планировалась первая зарубежная поездка хорового коллектива в Берлин и Париж. Была составлена смета на сумму 45 тыс. руб. Это событие должно было состояться в апреле-мае при участии 50 человек из капеллы. Но при невыясненных обстоятельствах поездка не состоялась.

На основании архивных материалов ЦГАВО мы видим, что уже 12 мая  1927 г. в Наркоме образования, музыкальном комитете, предлагают отправить «Думку» и капеллу кобзарей под руководством Михаила Полотая во Франкфурт-на-Майне, где в августе того же года должен был проходить Международный музыкальный фестиваль в рамках Международной выставки «Музыка в жизни народов». Гастроли двух украинских коллективов должны были длиться месяц. Уполномоченным назначили профессора Тарнавского. Тогдашний  инспектор МУЗО П. Козицкий просил на поездку двух коллективов 22 354 руб., но на то время и это были большие расходы.  Поэтому и эта поездка осталась только на бумаге. Кроме того, само финансовое состояние капеллы было плачевным. Многие солисты вынуждены были оставлять хор, искали другие заработки. Для того чтобы сохранить уникальный коллектив от распада, в июле  1927 г., власть выделила 3000 руб. в счет дотации будущего.

ПЕРЕГОВОРЫ С МОСКВОЙ, НАКОНЕЦ, ДАЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Но удачные переговоры с Москвой на протяжении 1928 г. дали, наконец, положительный результат — капеллу «Думка» благословили провластные структуры в зарубежное путешествие. К поездке во Францию готовились серьезно: объявили по радио о дополнительном наборе в капеллу, начались ежедневные кропотливые репетиции, по эскизам художника Василия Кричевского (младшего) пошили новые концертные костюмы. В конце декабря  1928 г. участники путешествия — 60 человек, получили загранпаспорта; были открыты французские, немецкие, латвийские, литовские визы, куплены билеты прямого сообщения Киев — Париж. С менеджером международного концертного турне Цербасоном утвердили программу номеров, которую должна была исполнять «Думка», находясь во Франции.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ХОРА НЕСТОР ГОРОДОВЕНКО

В Париж капелла выехали 7 января  1929 года. Вместе с ними, как представитель от Наробразования, выехал и известный театровед Дмитрий Грудина, в обязанности которого входило ведение дневника путешествия. По пути должны были состояться выступления в Риге и Вильнюсе. В столицу Франции должны были прибыть 11 января. Но путешествие внесло свои коррективы: первая оказия случилась на станции Орша. По вине местных железнодорожников капеллу задержали на несколько дней и на белорусской станции. Как писал в отчете Д. Грудина: «Три дня летали телеграммы, и, наконец, получили телеграмму: «Вагон с украинской госкапеллой «Думка» пропустить до Себежа»...  но вагон отцепили от скорого поезда...  и прицепили к «коровьему составу» (товарному)». В веселой компании с коровами в соседних вагонах вынуждены были хористы ожидать разрешения курьезной ситуации. Телеграммы администрация капеллы посылала самому Сталину. И вот капелла прибыла на пограничную станцию Себеж. Но опоздали на поезд в Латвию, а следующего ожидали целый день. Как вспоминал корреспондент Д. Грудина: «Сидеть в занесенном снегом Себеже целый день — скучно, а пограничникам еще более нудно, потому воспользовались моментом, как-никак 60 хористов. Не успели из вагона выйти, а на вокзале висел плакат о «Концерте Государственной Украинской капеллы из Киева». Зал маленькой станции был полностью забит публикой — рабочими, служащими, крестьянами. После выступления — теплые приветствия, а слух об известной капелле, которая вынужденно застряла на пограничной станции, быстро разошелся по окрестным селам. Скоро прибыли школьники из двух школ, а за ними еще одна делегация слушателей. Капелла опять пела. В поезд, который прибыл, едва успели заскочить. Вместо запланированных концертов в балтийских столицах выступили на богом забытой пограничной станции. По пути в Ригу успели выпить кофе, а в Берлине — знаменитое мюнхенское пиво. Не везло путешественникам с погодой, в вагонах мерзли от холода.

Наконец, с опозданием на целые сутки, 12 января, в день первого выступления, капелла «Думка» прибыла во Францию. В 14.45 на парижском вокзале долгожданных гостей встречали сотни парижан, украинцев-эмигрантов, представители разнообразных обществ, пресса.

ПРИВЕТСТВИЕ АЛЕКСАНДРА КОШИЦА

Особенно всех растрогало приветствие в адрес «Думки» легендарного дирижера Александра Кошица, который с 1919 года жил за пределами Украины и специально приехал на концерт украинских певцов: «Дорогие товарищи по оружию и уважаемый маэстро! Минуло 10 лет, как под небом Западной Европы зазвучали чарующие мелодии украинской народной песни, которую, пробужденный революцией украинский народ, послал другим народам как самое ценное свое сокровище, пронесенное нерастраченным через века недоли и порабощения.

На мою судьбу выпало большое счастье показать культурному Западу это сокровище, взятое из глубины народной души и украшенное  искусством украинского музыкального гения, — показать, осветить его и растрогать его красотой холодную человечность западного мира. Это была песня жаворонков в начале весны новой жизни украинского народа.


АЛЕКСАНДР КОШИЦ

Через 10 лет наш народ  шлет уже в западный мир своих соловьев, чтобы пропеть песню своего лета, песню оправленную и украшенную модерными достижениями украинского музыкального искусства — чтобы еще раз напомнить о вечной... украинской культуре. Пусть же борозда, которую мне повезло впервые провести украинским плугом по мировому музыкальному полю, станет для вас, дорогие товарищи певцы, широким триумфальным путем! Надеюсь и твердо верю, что прислушиваясь к уже известной, чарующей украинской песне, европейский мир в этот раз еще отчетливее увидит и почувствует всю глубину и красоту ее, еще больше сознательно оценит наше искусство и поздравит достойно вас, героев его, также искренне, как приветствует вас старый певец украинской народной песни». Напутственные слова руководителя Украинской республиканской капеллы, которая первой, десятилетие спустя, с блестящим успехом покорила своим пением оба континента земного шара, станут пророческими для хористов.

ФРАНЦУЗСКОЕ «BRAVO!» ПЕРЕМЕШИВАЛОСЬ С УКРАИНСКИМ «СЛАВА»!

«Думка» показала настоящее мастерство и профессионализм. В 9 часов вечера начался первый концерт украинского хорового коллектива в одном из самых престижных и наибольших залов Парижа — столичной филармонии «Плейель». Программа состояла из классических произведений («Пение судьбы», «Пение парок» И. Брамса, «Весенний хор» из оратории «Четыре времени года» И. Гайдна, «Поражение Сеннахериба» М. Мусоргского, «Сюита» в четырех частях С. Рахманинова и «Дубинушка» А.Глазунова, произведения Г. Берлиоза, Г. Форе, М. Римского-Корсакова), большинство из которых было переведено Людмилой Черняховской-Старицкой на украинский язык. Это был экзамен перед трехтысячной аудиторией поклонников большого искусства. Вот как описывал Д. Грудина это выступление: «...Кое-как выслушала аудитория первый номер самого оркестра. И казалось удобные монументальные кресла из бархата, золота и плюша ходуном ходили от нетерпежа. И вот 2-й номер. Легко, бодро, уверенно вышли думчане на сцену, трехтысячная толпа замерла на минуту, чтобы потом взорваться продолжительными и громкими аплодисментами. Каждый номер программы выполнялся в «ужасной» тишине. Но едва замирал последний аккорд, как взрывался громовой крик удовольствия, и тысячи рук долго не прекращали громких аплодисментов. Французское «Bravo!» перемешивалось с украинским «Слава»! А по окончанию отделения за кулисы пришли и Ансерме, и Глазунов и выразили свою благодарность. Ансерме сказал, что чрезвычайно рад, что именно на его долю выпало дирижировать таким прекрасным хором».


ЭРНЕСТ АНСЕРМЕ

После триумфального турне 8 марта  1929 года капелла вернулась в Киев. Все способствовало успешному отмечанию 10-летнего юбилея коллектива. Но здесь начались странные бюрократические метаморфозы. Юбилей должны были праздновать официально сначала в октябре, потом в декабре, а затем вообще тихо отменили, а «Думку» отправили в очередной концертный тур.


ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ ВО ФРАНЦИЮ

Накануне Второй мировой войны путешествие во Францию так и осталось единственными заграничными гастролями...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать