Трудная судьба актеров, или Тернистая тропа к... настоящей сцене
Вторая половина XIX века была одним из самых тяжелых периодов для украинских актеров. Запрещались спектакли на украинском языке. После революции 1905 года несколько ослабились требования к театральным спектаклям. Но подняли голову русские шовинисты. Они делали все, чтобы помешать развитию украинства — создавали, например, проблемы украинским актерам при предоставлении помещений для спектаклей.
В конце 1906 года в Житомире гастролировала украинская или малороссийская, как ее в те времена называли, труппа Николая Карповича Садовского (1856 — 1933годы). В ее составе выступала выдающаяся украинская актриса Мария Заньковецкая (1860 — 1934 годы). В репертуаре украинского коллектива не было опер на русском языке. Так, газета «Волынская жизнь» в № 30 от 18.11.1906 г. писала: «Сегодня в театре «Аркадия» начинаются гастроли малорусской труппы М. К Садовского при участии знаменитой артистки М.К. Заньковецкой и других известных малорусских актеров. Наличность в ансамбле таких крупных художественных козырей как г жа Заньковецкая и г. Садовский, пользующихся повсеместным незаурядным успехом, надо думать, привлечет к начинающимся малорусским спектаклям заслуженное внимание и со стороны житомирцев».
Почти в каждом номере газета «Волынская жизнь» печатала большие хвалебные рецензии на спектакли русских актеров, что было дополнительной рекламой коллектива Дальского. А украинские актеры спектакли играли в холодном зале «Аркадии». Газета «Волынская жизнь» писала: «Или крыша театра так скверно устроена и прогнила, или же отопление неудачно, но во весь вечер публика партера должна была перекочевывать с места на место, дабы предохранить свои головы от крупных капель... не дождя, конечно, а капель воды, которая обильно струилась с потолка».
Итак, 26 ноября житомиряне увидели «За двома зайцями» М. Старицкого. В анонсе «Волынская жизнь» сообщала, что роль Лукерии в «Зимовому вечорі» должна играть М. Заньковецкая.
«Волынская жизнь» в №54 от 19 декабря 1906 года вместила еще одну рецензию своего журналиста: «В данное время в Житомире гостит труппа малорусских артистов, которой руководит М.К. Садовский. Ряд спектаклей убеждает в необходимости отметить как приличный состав труппы, так и достаточную содержательность ее репертуара. Во главе дела стоят выдающиеся артисты малороссийского театра: г-жа Заньковецкая и г. Садовский. Об их артистических достоинствах не может быть различных мнений. Критически говорить о них — значит подтверждать установившуюся оценку их недюжинных талантов.
Остальная часть труппы составляет антураж довольно умелый и старательный. Ставятся преимущественно драмы. Малороссийский репертуар однообразен, но этот недостаток в некоторой степени смягчается постоянными спутниками спектаклей — пением и танцами.
Малороссийская музыка и хореография, несмотря на свою примитивность, имеют подкупающее значение безыскусственности и выразительности. Внешняя сторона спектаклей, декорации, бутафория и костюмы приличны. Можно надеяться, что в праздничные рождественские дни труппа г.Садовского будет иметь успех, которого в последнее время ей явно не доставало».
В эти дни для выступлений в Житомир приехал цирк из Одессы. На два спектакля в один день зрителей явно недоставало. «Волынская жизнь», №57 от 22 декабря 1906 года писала: «Был 19 декабря у малороссов. В ложе пусто, партер наполовину заполнен «даровой» публикой, на галерке человек двадцать... И это при плате по уменьшенным ценам!.. Странны, право, вкусы у нашей публики. Стоит только объявить, что на один билет можно посетить два спектакля, что «вход дамам бесплатный», или предназначить к розыгрышу «корову», и публики хоть отбавляй.
Очевидно, в наш практический век ценится не игра и не таланты артистов, а выгода, часто, впрочем, весьма проблематичная. Во всяком случае, та немногочисленная публика, которая присутствовала на спектакле «Дай серцю волю, заведе в неволю» не пожалела, что посетила театр. Талантливое исполнение г. Садовским роли Ивана Непокрытого, г. Марьяненко Микиты Гальчука и г-жой Герцик Одарки не оставляло желать лучшего. Вообще, состав труппы г.Садовского имеет хорошие силы. Грустные малороссийские песни и разудалые «гопаки» исполнены хором безукоризненно. Воздавая должное игре артистов и таланту капельмейстера, мы, кстати, позволяем себя посоветовать суфлеру сдерживать свой голос, который раздается чересчур явственно в пустом зрительном зале. Хорошими сборами не могут похвастаться и цирковые артисты. Впрочем, и само помещение, и состав труппы может отбить охоту к посещению цирка. Холод в цирке ужасный. Посинелые от холода личики танцовщиц, жалкие кривляния какого-то доморощенного клоуна, нескладная музыка промерзших солдат, пьяные капельдинеры, — все это производит такое неприятное впечатление, что, если бы не г. Рибо и велосипедисты Наузет, в цирке не осталось бы никого. На представлении 18 числа «платной» публики было не более 20 человек, а остальная — артисты из «Аркадии». Приятно все-таки видеть, как цирковые артисты посещают «Аркадию», а малороссы — цирк; поощрение талантов, хотя и бесплатное. Все- таки и там и здесь артисты могут утешиться, что они играют не для голых стен».
По дороге из Житомира коллектив остановился в Жмеринке. Вот воспоминания М. Садовского: «По дороге в Каменец- Подольский я должен был остановиться в Жмеринке на несколько спектаклей, удовлетворив желание тамошней железнодорожной общины, которая очень просила, обещая полные сборы. Нам отвели два вагона второго класса, которые были поставлены перед самым зданием театра, следовательно, выйдя из вагона, мы попадали прямо в театр». Какой мог быть театр рядом с железнодорожными рельсами, объясняет Мария Заньковецкая: «Жилы в вагонах, а театром служил какой-то старый сарай при винокуренном заводе. Вагоны, в которых мы жили, отапливались, но театр... Он не отапливался совсем, а освещался керосиновыми лампадами. На улице стоял тридцатиградусный мороз. Зрители сидели в шубах и калошах, а мы дрожали на сцене от холода. Грим стыл на лице, но принимали горячо, зрителей полным- полно. Стало жарко и стекло на лампах полопалось. Мы все там простудились и когда отъезжали, удостоились королевского чествования».
Чтобы заработать на хлеб насущный, актерам нужен не только талант. И время гастролей, и помещение, и сотрудничество с журналистами были неудачные. Недоставало денег на рекламу. Объявление в газете по площади были в несколько раз меньшие, чем, например, объявление о гастролях труппы Дальского. И на аренду приличного помещения для выступлений нужны были немалые средства.
После гастролей в Житомире и других городах Садовский в 1907 году взял в аренду на десять лет помещение театра в Киеве. Так начал действовать первый в приднепровской Украине стационарный украинской театр. Ядром этого театрального коллектива стала труппа, которая перед этим выступала в Житомире.
Выпуск газеты №:
№206, (2006)Section
Почта «Дня»