Трудно найти народ, почитающий символы своих поработителей и палачей
Символ — непременный атрибут человеческой жизни. Символы, как обереги, — сопровождают человека со дня его рождения до последнего вздоха. Таким оберегом может быть нательный крестик, кукла-мотанка, конская подкова над дверью или древнейшая икона в красном углу. В историческом измерении символами-оберегами были капища с идолами, а сейчас остаются храмы, часовни, придорожные фигуры, памятники и могилы национальных героев. Вместе с легендами и рассказами они творят и сохраняют народную память, являются выразителями национальной идентичности. Поэтому первоочередной задачей всех заброд было лишить завоеванный народ его исторической памяти, создать из него орду без роду-племени, которой легко манипулировать.
В Галичине хорошо сохранились древние символы самобытной культуры, так как народ с большим уважением относился к ним, всякое разрушение оберегов всегда считалось святотатством, что вызывало неминуемое и активное сопротивление вандалам.
Российские войска, в 1915 году занявшие Галичину, разрушили все памятники Т. Г. Шевченко, разграбили и вывезли сакральные и общечеловеческие реликвии церквей и монастырей, закрыли украинские школы и газеты. Аналогично поступали и большевистские наследники царских генералов, разрушая церкви, безвинные придорожные каменные кресты. И не интересовало разрушителей, кто поставил этот крест — первый галицкий князь Рюрик Ростиславич или сельская община в знак освобождения от крепостничества в 1848 году.
Захожие меняли названия городов, сел, улиц, заводов и фабрик — все, что могло удостоверить само существование на этой земле коренного населения.
Мое родное село, которое было основано в княжеские времена, около каскада целебных источников с прозрачной и студеной водой, имело название Зимная Вода. Прибывшим оно не понравилось — и село они называли «Водяное». Сельскую церковь Воздвижения Честного Креста, построенную еще в 1340 году, за отказ парафиальной общины перейти в московское православие закрыли.
Приселок села, имевший название Зимноводка, стал Холодноводкой и многолетним объектом подтруниваний острословов. Христинополь стал Червоноградом, Радивилов — Красноармейском, Левандовка — Жовтневым. Древний ренессансный городок Жовква стал Нестеровым, а львовская улица Лычаковская, ведущая к известному мемориальному кладбищу, стала улицей имени Ленина. Не повезло и фамильному городку средневекового полемиста Ивана Вышенского, который из Судовой Вишни (был там когда-то уездный суд) стал Садовой Вишней.
Пришлые хорошо знали магию символов, ведь оставили нам в наследство, как проклятие, свои названия: Днепропетровск, Котовск, Илличевск, Свердловск, Днепродзержинск, Кировоград, Советское, Октябрьское, Ленино, тысячи памятников — от Петра I, Екатерины II до Ульянова-Ленина.
Трудно найти в мире народ, который ставит и фанатично почитает символы своих поработителей и палачей. Посмотрим на наших посткоммунистических соседей — Польшу, Литву, Чехию или Венгрию: очистившись от тоталитарной символики, они сегодня имеют достойный жизненный уровень, уважение мирового сообщества.
Галичина тоже очищает заиленные источники земли и души, упорядочивает старые и создает новые символы украинской идентичности. При въезде в каждое село или городок — обновленные часовенки или придорожные кресты, на майданах в цветах — могилы павших борцов за свободу Украины, а на холмах — золоченые бани церквей.
Выпуск газеты №:
№190, (2011)Section
Почта «Дня»