Перейти к основному содержанию

Украина и панъевропейская инфраструктура

18 января, 00:00

Стратегической задачей Украины в 2003—2004 гг. является вступление во Всемирную торговую организацию и переговоры с ЕС о зоне свободной торговли. Поэтому не лишне вспомнить, какие причины осложняют интеграцию Украины в мировую экономику.

Нынешний мировой товарооборот точнее было бы назвать «системой приморской торговли», т. к. более 4/5 населения и промышленности экономически развитых регионов мира сконцентрированы в 200-километровой прибрежной зоне, а морской транспорт осуществляет львиную долю грузоперевозок. В Украине (как и во всей Восточной Европе) все наоборот — большинство населения живет далеко от моря, основной транспорт наземный: железнодорожный, трубопроводный, автомобильный.

Роль водного транспорта резко усилилась во второй половине ХХ века, в эпоху общества массового потребления. Для транспортировки дешевой привозной нефти из крупнейших портов Европы (Роттердама, Гамбурга, Марселя, Генуи и Триеста) вглубь континента были построены мощные нефтепроводы. Вокруг системы нефтепроводов создавались нефтеперерабатывающие, химические, металлургические и другие энергоемкие предприятия. Т. е. нефтепроводы стали той осью, вокруг которой формировалась инфраструктура послевоенной Западной Европы. Так была создана главная ось Европы — один из крупнейших в мире экономических регионов, охватывающих территорию от юга Англии до севера Италии. Экономика Западной Европы стала повернута «спиной к морю», т. е. спиной к Восточной Европе.

В это же время на востоке континента строилась своя, полностью противоположная система энергоснабжения и инфраструктура. Нефть и газ из Западной Сибири доставлялись в страны СЭВ по нефте- и газопроводам. Навстречу, в Советский Союз, шел поток промышленных товаров, которыми страны СЭВ рассчитывались за энергоносители. Эти встречные наземные товаропотоки и формировали инфраструктуру СЭВ.

Таким образом, разные инфраструктуры Западной и Восточной Европы разделяли континент, может быть, более эффективно, чем Берлинская стена, и, в отличие от последней, изменения в инфраструктуре требуют десятилетий.

Водный транспорт, и сегодня оставаясь глобальным монополистом, еще более усиливает роль и влияние торгово-промышленных центров, находящихся на перекрестках морских путей. А Украина вместе с другими государствами Центральной и Восточной Европы по-прежнему остается на периферии. Но не все так плохо для нас — в конце ХХ века структура мирового (а особенно европейского) товарооборота начала заметно меняться. Во-первых, благодаря либерализации торговли стала возрастать доля дорогих готовых изделий, которые выгодно перевозить более быстрым наземным авто- или железнодорожным транспортом. Во-вторых, резко усилилось влияние внутриконтинентальных образований, внутренний товарооборот в которых осуществляется преимущественно по суше. В-третьих, из-за возрастающих экологических требований самым перспективным топливом сегодня считается природный газ, транспортируемый трубопроводами в отличие от нефти и угля, которые доставляются, как правило, морским путем.

Если внимательно посмотреть на демографическую карту Европы, мы увидим, как похожа экономическая структура Европы на структуру древнегреческого полиса. (Полисы — это города-государства, которые представляли собой собственно город — центр торговли и ремесел — вместе с прилегающими сельхозугодьями, которые снабжали город продовольствием и сырьем, и лесами, снабжавшими город дровами — энергоресурсами). В центре континента (от главной оси Европы до Донбасса) расположено густонаселенное ядро. Главная ось Европы — это информационный (или постиндустриальный) центр, специализирующийся на услугах в области торговли, банковского, страхового дела и других нематериальных отраслях. Центральная, Южная и Восточная Европа (в т. ч. Украина) — индустриальный (перерабатывающий) центр. Ресурсопотребляющее ядро континента окружают территории, снабжающие континент сырьем и энергией. С Севера и Запада — Скандинавские страны и Великобритания, с Юга — Северная Африка, далее идут Ближний Восток, Каспийский регион и Западная Сибирь, значительные запасы нефти есть на севере европейской части России, в т. ч. на шельфе.

Существующая сегодня в Европе инфраструктура в значительной степени устарела морально, а к концу десятилетия выработает большую часть физического ресурса. Читатели «Дня» знакомы с этой проблемой по сообщениям «Комитета 2005», но это не только наша внутренняя проблема, это проблема континентального масштаба. Конечно, инфраструктура в Западной Европе находится не в таком катастрофическом положении, как у нас, но и требования стандарта ЕС существенно выше. Сегодня объединенной Европе нужна качественно новая общеконтинентальная инфраструктура, в рамках которой необходимо создать целостную систему транспортных коридоров энергоресурсов, непосредственно соединяющих энергодобывающие окраины континента с энергопотребляющим ядром, с минимальным использованием морского транспорта. Такая всеохватывающая система нефте-, газо- и электроснабжения позволила бы сэкономить колоссальные энергоресурсы. Некоторые шаги в этом направлении уже делаются. Началось объединение европейской энергосистемы CENTREL/UCTE и энергосистем европейской части бывшего СССР — Бурштынский энергоостров уже работает параллельно европейской энергосети. Создан консорциум Украина — Россия (к сожалению, почему-то без Германии?). А ведь очевидно, что для эффективной работы в подобный консорциум должны войти три группы стран: газодобывающие (страны Каспийского региона), транзитеры и промежуточные потребители (ГУУАМ, Центральная и Восточная Европа), а также конечные потребители и кредиторы (ЕС). Евросоюз, понимая необходимость диверсификации своей торговли, активно финансирует строительство международных транспортных коридоров (прежде всего для автомобильного транспорта).

Как заметили еще З. Фрейд и А. Энштейн, крупнейшие межнациональные экономические проекты — лучший способ сближения народов. Совместная инфраструктура объединит все народы Европы. Разделенный сегодня континент превратится в монолитный макрорегион с высокоинтенсивной экономикой, внутри которого будут перемещаться огромные массы людей и колоссальный объем информации и ресурсов. Создание Паневропейской инфраструктуры изменило бы геополитический расклад на континенте — Украина (вместе с другими странами Центральной и Восточной Европы) стала бы активным участником общеевропейского рынка услуг и в полной мере могла бы использовать свой максимальный коэффициент транзитности. Ведь и Киевская Русь сформировалась как торговый путь «из варяг в греки».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать