...Несогласие в собственных рядах есть смертоноснее за враждебные мечи, а внутренние разногласия открывают двери иностранным захватчикам.
Карл Густав Эмиль Маннергейм, государственный и военный деятель Финляндии, президент Финляндии

Украинский Геркулес

Использование россиянами славы Ивана Пиддубного для борьбы с его родиной подтверждает: гибридная война - прежде всего в мозгах и душах
28 ноября, 2014 - 16:04
Украинский Геркулес
ФОТО С САЙТА ORENDA.PL.UA

Недавно в России появился агитационный блокбастер «Иван Поддубный» настолько антиукраинский по своей сути, что его запретили показывать на экранах Украины. Не будем анализировать очередной пропагандистский  продукт соседнего государства: пусть им займутся киноведы.

Я бы не стал писать на эту тему, если бы недавно во временно оккупированном Донбассе не появился главный герой этого блокбастера — актер Михаил Пореченков, логикой событий опущенный до элементарного уголовного преступника. Оставим на совести кинотеррористов и просто террористов преступную деятельность, которая будет должным образом оценена правоохранительными органами. Я же заверяю, что Ивана Пиддубного в этом фильме оклеветали, и хочу рассказать о малоизвестных фактах из его жизни.

В свое время я достаточно обстоятельно изучал  его биографию и уверяю, что Иван Максимович Пиддубный был украинским патриотом с чувством национального сознания и достоинства. Он, один из самых известных атлетов мира, еще при жизни стал легендой. Начал свою спортивную карьеру в начале прошлого века. На протяжении почти сорока лет Пиддубный состязался в силе с самыми сильными людьми практически на всех континентах планеты, не проиграв ни одного чемпионата мира. Он и умер, никем непобежденный 8 августа 1949 года в городе Ейске на Кубани, куда перебрался из Украины вместе с женой, спасаясь от Голодомора 1933-го года.

Родился Иван Пиддубный 8 октября 1871 года в селе Красеновке (теперь Чернобаевского района) Черкасской области. Когда проезжаешь этим местом вниз по Днепру, красота его очаровывает. Эта благословенная земля родила богатыря для путешествий. В портах Севастополя и Феодосии семь лет Пиддубный работал монтажником, а с 1898 года выступал с гастролями в цирке.

Он стал для мира воплощением образа русского богатыря, хотя русским себя никогда не считал. Все академические издания Советского Союза, да и нынешние российские, по инерции подают его как русского спортсмена. Возможно, потому что в 1939 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1945 — заслуженного мастера спорта.

Но когда в 1932—1933 годах в Советском Союзе проходила первая паспортизация,  в его паспорте фамилия была написана «Поддубный», а в графе нацинальность — «русский» без согласия на это владельца документа. Направленность на русификацию фамилий была тогда неписаным законом. Он протестовал вместе с известным тогда краеведом Гнатенко, из которого сделали Игнатенко. Никакие протесты не помогли. Тогда Пиддубный попросил Гнатенко, и тот исправил в его паспорте «о» на «і», а «русский» вычеркнул, написав сверху «украинец». Впоследствии об этом кто-то донес. И чемпиона завезли в Ростова-на-Дону в краевое управление НКВД на улице Энгельса, 26, где закрыли на несколько дней в подвале с водой по пояс. В чем обвиняли? «В злостной антисоветской агитации», потому что кроме истории с паспортом, которую истолковали как «проявление украинского национализма», были и рассказы Ивана о жизни за рубежом до революции, когда гастролировал по миру. Все это делалось в 1937 году в разгар сталинских репрессий. Он ни в чем не сознался, хотя и жгли его электропаяльником, от чего на теле образовались рубцы.

«Это когда-то так меня учили в НКВД на Энгельса «ленизму» (он не выговаривал слово «ленинизм». — Авт.) за язык и за паспорт. Все вытерпел у чертей в аду — я же чемпионом мира был, а не тюлькой на двух ногах. Но болячек собрал там, будь они неладны», — резюмировал старик, вспоминая это досадное приключение.

Тогда Пиддубному повезло вырваться из объятий чекистов — кто-то из влиятельных людей посодействовал, помня о когда-то всемирной славе украинца. Эта слава еще не раз помогала ему. Во время Второй мировой войны, когда оккупанты заняли Ейск, румынские войска начали грабить местное население. И тогда за жителей города заступился Иван Пиддубный, угрожая коменданту, что обратится с жалобой к самому «старому Каролю», — отцу румынского короля Михая, который когда-то поздравлял чемпиона мира у себя в Бухаресте. Подействовало.

Старожилы Ейска вспоминали: какая-то молодая женщина на городском базаре спрашивала у Пиддубного:

— Иван Максимович, а почему вы ныне такой грустный?

— Вспомнилась первая любовь и любовь последняя.

— А как же звали первую любовь?

— Украиной, конечно, а как же иначе? Бывало, выходя на сцену, я не молился ни за себя, ни за царя, а за Украину родную. Поэтому-то и побеждал, конечно!

Пиддубный умер на чужбине, на его могильном камне высекли: «Иван Максимович Поддубный, выдающийся русский советский атлет».

Почему же «русский», если он украинец?

Таким образом российские шовинисты похищают героев других народов. Наконец, на этом построена вся история «Государства Российского». Пример с использованием всемирной славы украинского патриота  Ивана Пиддубного для борьбы с его «первой и последней любовью» Украиной еще раз убеждает в этом. Подобных примеров можно приводить много.

Поэтому в нынешнее суровое военное время мы должны осознавать, что современная гибридная война продолжается не только на Востоке Украины, а прежде всего в мозгах и душах  людей — за убеждение и мировоззрение. И в этой пропагандистской войне каждый герой или отдельный факт из прошлого Украины, использованные противником против нас, становятся боевыми снарядами. Нужно позаботиться о возрождении украинско-казацкой памяти нашей, понимая, что каждый забытый герой — это как  покинутый окоп, как позиция, сданная врагу. И выжидание  здесь гибельно. Если мы не позаботимся о своей истории, то  для нас ее напишут другие, в соответствии со своими интересами. И они найдут средства и время, чтобы выпускать искаженные антиукраинские  фильмы, в частности как об украинском патриоте Иване Пиддубном, если Украина за четверть века своей независимости, пусть даже «декоративной», как писала Лина Костенко, так и не смогла создать свой фильм об этом могучем казаке — гордости Украины.

Поэтому завершение фильма о Петре Калнышевском ныне, когда враги украинской государственности пробуют реанимировать придуманную ими же Новороссию, становится особенно актуальным. Ведь именно благодаря ему юг нынешней Украины, земли «вольностей Войска Запорожского Низового» были заселены украинцами, которые превратили когда-то Дикое Поле  в цветущий край.

Данила КУЛИНЯК, писатель, заслуженный журналист Украины
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ