Украинский кооператизм — канун европейского солидаризма
Украинское кооперативное движение утвердило высокие идеалы свободы, справедливости нового общественного строя, украинского самобытного кооператизма, который, по выражению профессора И. Витановича, возник из исторических источников жизни широких масс украинского народа и его собственных потребностей, сформировался из лучших представителей нации, из ее надежд и сотрудничества, не был чужд заимствованию и развился в заметный общественный национальный институт украинского народа.
Поскольку экономический строй общества создавался ради личной пользы потребителей, то только кооперация, исходя из своих принципов, заботится о потребителе и может увеличивать власть потребителя и отдать ему в руки экономическое управление потреблением.
Идеалы кооперации отвечали национальному характеру и типу украинской души, а поэтому имели всенародную поддержку.
Западноукраинская кооперативная система, воплощая в жизнь основы аграрного кооператизма и несмотря на неоднозначность политических убеждений в обществе, воспитывала глубокую веру в собственные силы народа, утверждала гармоничные морально-этические общественные отношения, укрепляла солидарность нации в духовном труде народа, заботилась о надлежащей организации кооперативной хозяйственной самообороны и самодисциплины, о трезвых оценках хозяйственной и культурной жизни среди народов мира, служила особым средством отбора руководства кооперативных организаций.
В странах Европы кооператизм развивается под названием солидаризма. Солидаризм как общественно-политическое течение ищет альтернативные пути избежания крайностей капитализма, социализма и коммунизма.
Капитализм обнаружил патологические крайности к неограниченному накоплению непомерных богатств кучкой богачей и обнищанию жизни миллионов простых людей. Солидаризм стирает социальные и национальные противоречия капиталистических отношений, объявляет общность интересов всех людей независимо от классовой принадлежности и их материального положения, призывает к классовому миру в обществе, освящает существующий общественный строй капиталистической системы.
Социализм и коммунизм наоборот — захватив власть над народными богатствами, устанавливают бесправие своей классовой морали и насильственной идеологии атеизма, ограничивают право на справедливую частную собственность, заботятся о льготах и властных привилегиях своих партийных чиновников, требуют осуществления государственной (колониальной) опеки больших государств над малыми народами, устанавливают заступничество старшего над младшим. Таким образом, они превращают общество в пассивного потребителя материальных и духовных ценностей, что уничтожает инициативу человека к высокопроизводительному труду, ведет к общественным противоречиям, социальным и национальным конфликтам...
К сожалению, за шестнадцать лет независимости Украина не избрала демократической системы государственного строя. Украинский национализм и национально-демократические силы, пополняя свои ряды «партачами жизни» (как их называла Е. Телига), которые, надев политические, партийные, правительственные, духовные или научные корыстолюбивые маски, утратив гражданскую отвагу и мужество, перестали быть национальной элитой и считают, что за правду с бедой не надо бороться, а ее тактично обходят, чтобы не ухудшались их материальные интересы и жизненный способ, не принимают конкретных мер для возрождения проверенного жизненным национальным опытом кооперативного движения и его общественных отношений кооператизма, не поняв особенностей стратегии и опыта послевоенного немецкого национального патриотического солидаризма...
После коммунистического геноцида Украина стала жертвой «дикого капитализма», когда кучка олигархов захватила все рычаги влияния законодательной, исполнительной, судебной властей, органов силовых структур и экономического насилия через налоговые органы и коррумпированных государственных чиновников, запретила право народа на получение справедливой частной собственности и на свободную хозяйственную деятельность как неприкосновенное право человека, насильственно завладела народным богатством и спланировано стала вести полное уничтожение национальной экономики и культуры, полностью запретила малое и среднее кооперативное производство и способности потребления и какой-либо хозяйственной деятельности как неприкосновенного основного права человека на физическое и материальное существование украинского народа, превратила его в бесправных изгнанников с родной земли. Олигархическая власть, захватив крупный капитал и монополию на власть ради интересов большого бизнеса установила систему коррупции против инициативы деятельности разно-отраслевых кооперативных предприятий и конкурентной среды кооперации в государственном секторе экономики, организовала новую форму геноцида украинской нации и застойное уничтожение украинского государства, которое практически отстранилось от управления глобальными вопросами экономического развития страны, превратившись в орган обслуживания интересов олигархических кланов, которые, сосредоточив в своих руках финансовые возможности и контроль над государственной властью, неуклонно ведут общественно-политическую жизнь к полному краху.
Пришло время украинцам вернуться к идеалу кооперации и самобытных общественных отношений кооператизма, которые не имели узких классовых и эгоистических национальных интересов, а ставили целью своего труда самозащиту социально- хозяйственных, национально-культурных и духовно-моральных интересов украинского общества, которые отвечали этнически-национальным, моральным, мировоззренческим идеалам украинской нации, ее живой органической общественной целости, вере в завтрашний день, социальную и духовно-мировоззренческую солидарность широких трудовых слоев.
В Украине звучат лукавые обещания 136 политических партий о радикальных экономических и общественно-политических реформах в жизни украинского народа, но без конкретного решения властных проблем, напрасны надежды на улучшение жизни в Украине.
Выпуск газеты №:
№139, (2007)Section
Почта «Дня»