Красота — это бесконечность, выраженная в законченной форме.
Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ

Украинское «Я» в процессе глобализации

22 мая, 2004 - 00:00


«Нужно глубокое осознание каждым, что наша цивилизация сохранит себя при условии сохранения культуры, духовности, языка каждого народа»

В современных условиях заострились две мировые тенденции: глобализация (экономики, торговли, информационных процессов и т. п.) и ренационализация мира, т.е. духовное и национальное возрождение народов и народностей, создание их новых государств. Рассматривая в этом контексте ситуацию с Украиной, необходимо подчеркнуть, что украинцам сегодня приходится иметь дело не только с общими для всего человечества проблемами ХХ и ХХI века, но и с проблемами, перешедшими из ХVIII и ХIХ веков. Причиной наших сложных морально-психологических, политико-идеологических, социально- экономических проблем является длившаяся сотни лет безгосударственность Украины после Переяславской рады 1654 года. Нарушение царским правительством соглашения привело к Андрусовскому договору (1667 г.), по которому Московия с Польшей поделили Украину по Днепру.

И сегодня нельзя скрыть жестокой правды о том, что украинцев долгое время не только руссифицировали, полонизировали, но и мадьяризировали, румынизировали, чехизировали. Самый заметный негативный след в истории Украины оставила московская (царская и коммунистическая) империя. Речь идет об идеологии малороссийства, в основе которого, как писал выдающийся поэт и мыслитель Евгений Маланюк, страх и подсознательное чувство неполноценности в сочетании с любовью к украинским песням и салу. «Малороссийство — это не политика и даже не тактика, а всего лишь всегда априорная и тотальная капитуляция, — подчеркнул Евгений Маланюк. — Капитуляция еще до боя». Бесспорно, история Украины богата примерами героизма, самопожертвования, высокого духа ради независимости, утверждения своего национального государства. Однако переяславский процесс не закончился. Россия всеми способами пытается удержать Украину в своих лапах, духовное изувечивание украинцев продолжается.

Большинство европейских наций прошло путь утверждения своей идентичности в ХVIII или ХIХ веках; украинцам несравненно труднее проторять этот путь в конце ХХ — начале ХХI веков, в период интеграционного форсажа, в безграничном пространстве глобальных вызовов и императивов. Чтобы самоутвердиться, выжить, компасом на этом пути должно быть национальное самоосознание. Ведь самостоятельная, свободная личность, ее гражданский, государственнический дух, всестороннее моральное развитие возможны только в национально- культурной и высокодуховной среде, за пределами насилия, пренебрежения, ассимиляции. Воля реализуется в Духе, а Дух — в национальном Слове, призванном служить в первую очередь пониманию, согласию, объединению, идентификации украинцев, перестройке и укреплению украинской Украины. Каждое государство с его экономикой, финансовой системой, политикой, идеологией начинается с национального языка, который является основой высокой духовности, культуры, национальной морали, самоидентификации. Следовательно, языковое сознание народа — это признак его зрелости, национально-государственнического самоопределения.

Утверждение национального сознания является защитной реакцией общества на разрушительное воздействие центробежных сил, связанных с глобализацией (разрыв традиционных связей, деградация неконкурентоспособных производителей, разрушение жизненной национальной среды, заострение проблемы безработицы и т. п.). Если высшая цель глобальной цивилизации — создание вненационального гражданина мира, гражданина единого мирового государства, то возникают вопросы: а останется ли человек высшей социальной ценностью в таком глобальном государстве? Наверное, нет! Потому что для человека-космополита — «где хлеб, там Отчизна». Однако, как предупреждают ученые, самая большая угроза состоит в том, что Глобальный Человек станет универсальным орудием в руках глобализаторов новой интеллектуальной эры. О национальном, человеческом измерении и гуманизации такой глобализации речь не идет. Есть ли у человечества выход из этой ситуации?

Для этого нужно глубокое осознание каждым: и многочисленными, и немногочисленными народами, и политическими деятелями, и хлеборобами, и руководителями государств, и рабочими, и богатыми, и бедными, что мы все — жители одной планеты, что наша цивилизация сохранит себя при условии сохранения культуры, духовности, языка каждого народа. В то же время любая культура должна быть открыта для мира, ведь она — подарок радости и счастья людям. Человек и культура — неотделимы, ведь человек (аргентинец, болгарин, еврей, украинец, японец) создает культуру, а культура (аргентинская, болгарская, еврейская, украинская, японская) формирует человека. Мудрость диалога культур — в умении собирать капли различий в безграничный океан добра; благожелательный диалог культур — как питательная почва, на которой прорастают зерна понимания, согласия, дружбы между нациями, государствами; творческий диалог культур — колодец, где хранятся подлинные ценности жизни.

В контексте глобализационных процессов общемировая культура «не должна формироваться как главная единица, полученная в результате унификации и уничтожения множественных отдельных национальных и традиционных приоритетов, какие бы малые территории они не охватывали, — подчеркнул всемирно известный японский философ, деятель культуры, писатель Дайсаку Икеда. — Жемчуг не крепче бриллиантов, но от этого не менее прекрасен. Соловей меньше орла, но не хуже его. И культура жива только тогда, когда мир преисполнен многообразия. Наша цивилизация сумеет создать воистину общемировую культуру, когда научится ценить все без исключения общественные и духовные достояния людей в качестве разных вариантов выражения единой для всех человечности».

Чтобы достойным был украинский вклад в общемировую культуру красоты, добра, радости, человечности, надо сосредоточиться на важнейших факторах сохранения и формирования национального «Я» — на образовании, науке, информации. Конкурентоспособным в будущем будет человек, овладевший основами наук, новейшими способами восприятия и передачи информации, образованный и практически подготовленный, в первую очередь, в профессиональном, языковом и мировоззренческом, национально-духовном контексте.

Украинский язык для украинцев, как любой другой язык для другого народа, — это материализованное сознание, являющееся основой формирования, утверждения важнейшего морально-психологического феномена — украиноцентризма. Украиноцентризм — это такая мировоззренческая, политико-идеологическая система координат, в центре которой находится Украина. Националистические основы украиноцентризма органически вплетаются во всечеловеческие гуманистические принципы развития мира. Согласно идеям еврейского литератора Владимира Жаботинского (Зеева), национализм, но не импер-шовинизм (российский, американский, еврейский, арабский, китайский и т.п.) является идеологией признания мирового братства наций во всем их разнообразии. При этом настоящая культура должна быть исключительно национальной. Мировоззренческую систему В. Жаботинского исследователь его творчества Израиль Клейнер назвал «всечеловечностью в одеяниях национализма».

Глобализация — дело жесткое и неотвратимое. Остановить ее невозможно. Однако сохранить «цивилизованное лицо» — человеческое, национальное, культурное, духовное — не только возможно, но и необходимо. Важнейший инструмент для этого — образование. Оно должно быть ориентировано на личность, формирование рационального, национально-государственнического мышления, научных знаний о человеке, природе, социальном мире, воспитании у человека чувства своей личной причастности к миру не только как объекта социальных влияний, но и как их активного субъекта. Ведь современность требует глобального мышления, но действия должны быть национально определены, поскольку это касается интересов человека, нации и мировой цивилизации. Только четкие национальные ориентиры во всех сферах жизни Украины являются самыми главными предпосылками сведения к минимуму негативного воздействия глобализации. В этом контексте приоритетное значение имеет национальное, морально-духовное воспитание. Ведь с последствиями глобализации будет иметь дело в первую очередь современное молодое поколение, которое должно адаптировать украинские реалии к глобалистическим процессам.

Следовательно, сохранение и развитие украинского языка, культуры, духовности является основой безопасности украинской нации, и на ее защиту должны быть направлены охранные действия органов государственной власти. Ведь человек выступает не планетарной личностью, не планетарным гражданином, а конкретно-исторической и национально-культурной индивидуальностью. Только тогда, когда глобализация станет полезной для всех — больших и малых этносов, народов, наций, государств, можно надеяться на здоровое, благотворное разнообразие мира, которое сохранится в результате ренационализации, т.е. полнокровного расцвета каждой нации и государства: экономического, культурного, духовного, экологического, социального и т.п.

Законы и императивы глобальной интеграции требуют от Украины четкого определения украинского пути развития и стратегического выбора. Неоколониальная глобализация или эффективная и конкурентоспособная интеграция в европейские и мировые структуры в национальных интересах? Украина — пассивный объект глобализации или активный национальный субъект глобального развития? Чтобы Украина имела крепкий оберег и берег одновременно, надо формировать, утверждать национальное сознание у всех украинцев — основу национальной идентичности, предпосылку понимания и согласия, развития гражданского общества. Без разработки и последовательной реализации национальной стратегии, сориентированной на глобальные вызовы, преимущества и угрозы, Украина не сможет отстоять свое геостратегическое место и роль в развитии современной европейской и мировой цивилизации.

Василий ЛИЗАНЧУК, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой радиовещания и телевидения Львовского национального университета им. Ивана Франко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ