Перейти к основному содержанию

Уникальные свидетельства Волынской трагедии

В Ривном представили книгу-документ
15 марта, 20:11
ФОТО TOPNEWS.RV.UA

Недавно в Ривном презентовано уникальное издание — книгу-документ о Волынской трагедии «Волиняни про «Волинь-43»: українська пам’ять про польську експансію на Український Північний Захід в 1938—1944 рр. Усноісторичні свідчення». Книга издана ограниченным тиражом — чуть больше 130 экземпляров на средства Ривненского облсовета. В планах автора — издание отдельных книг по каждому району исторической Волыни.

Для тех, кто более-менее ориентируется в проблематике, книга будет сенсацией: ведь она существенно отрицает количество жертв так называемой Волынской трагедии 1943 года, о которых говорит польская пропаганда и историография. Ее автор и составитель, 76-летний исследователь из Луцка, кандидат исторических наук Иван Пущук доводит: на поприщах исторической Волыни (без учета Холмщины и Подляшья) в 1943 году от рук украинцев погибло не больше 9 тысяч поляков (не 100 тысяч, как утверждают польские исследователи Ева и Владислав Семашко и другие), в то время как поляки здесь убили украинцев свыше 14 тысяч лиц. Второй важный вывод этого исследования заключается в том, что украинско-польский конфликт был спровоцирован третьей стороной — немецкими оккупантами и советскими спецслужбами.

Это не политологические размышления исследователя, не художественно-документальная проза. Это итоговый том, комментирующий дайджест, объемом свыше 1000 страниц, результат многолетнего грандиозного труда одного человека по изучению и поиску документальных свидетельств людей, очевидцев этой трагедии, их родственников, односельчан погибших. Иван Пущук побывал в 2342-х волынских селах (включая Волынскую, Ривненскую и северную часть Тернопольской областей), собрал свыше 7 тысяч свидетельств людей, из них свыше 1400 записал на магнитофон.

... До этого решение наших исторических недоразумений с поляками происходило как «игра в одни ворота». Наши оппоненты почти всегда выдвигали свои претензии по максимуму, надеясь, что при отступлении потеряют немного. Так и было, потому что украинская сторона, особенно правительственные факторы, действовали по принципу: чтобы не было хуже, пытаясь сохранить международную поддержку независимости Украины. И как следствие — разрушение украинских могил и памятников на территории Польши под предлогом их нелегитимности. Таких объектов там было разрушено 15, а в Украине польских памятников, кстати, также построенных без соответствующего разрешения, — четыре, хотя у нас их памятников построено в десятки раз больше, чем украинских в Польше. Но у нас все изувеченные польские памятники возобновлены, а украинские в Польше — нет. Польская сторона в настоящее время настаивает на возобновлении украинского разрешения на проведение эксгумации польских жертв на территории Украины. Украина не против, но процесс должен быть двусторонним. Где шаги навстречу? Кстати, общее проведение эксгумации украинских и польских могил на  Волыни может служить установлению той же исторической правды, о которой так пекутся польские политики. Ведь только так можно точнее обнаружить подлинное количество жертв этого кровавого противостояния и заполнить важный пробел в историографии двух стран. К этому и призывает автор книги о «Волыни-43»  историк Иван Пущук.

Надеждой на прорыв во взаимоотношениях должна была стать недавняя встреча правительственных чиновников двух стран в Варшаве — Петра Глинского и Павла Розенко, ввиду не очень удачных для Украины итогов предыдущей встречи президентских делегаций в Кракове. Закрадывалось сомнение в результативности переговоров, тем более что нашу делегацию почему-то возглавил «не профильный» вице-премьер. Сомнения усилились из-за нехватки оперативной информации. И вдруг читаю сообщение о том, что польский президент Анджей Дуда, находясь в Вильнюсе, выразил сожаление по поводу того, что эти переговоры закончились безрезультатно, что украинская сторона якобы не выполняет взятых ранее обязательств относительно эксгумации жертв трагедии. Подумалось: ну, слава богу, значит, представители Украины научилась отстаивать национальные интересы. В такой ситуации даже отсутствие конкретных результатов можно считать небольшим успехом для нас. Процесс возобновления исторической правды — непростой и тернистый, особенно в отношениях с тщеславными соседями. Поэтому нужно к этому идти постепенно, возобновляя эту правду в первую очередь для себя, для своего народа, храня собственное достоинство. И хорошей поддержкой по этому делу будут устные исторические свидетельства, записанные Иваном Пущуком.

Автор исследования Иван ПУЩУК комментирует: «Занимаюсь этой проблематикой уже 23 года. За все это время меня не покидало ощущение, что итоги этого труда будут востребованы украинским обществом. И сейчас такое время наступает. Нас с вами не будет, а эта правда человеческая останется. И пусть наш народ держит эту правду про запас, это будут наши козыри против неправды. Потому что украинцев, автохтонов, на родной земле убили больше, чем украинцы, защищаясь, убили нападающих. Из рассказов людей обнаружилось, что немало поляков помогало красным партизанам в борьбе с украинскими повстанцами информацией, едой, координацией карательных акций и непосредственным участием в них. Эти свидетельства людей нужны как украинцам, так и полякам, хоть кое-кто у нас говорит, что не нужно ворошить историю. Независимо от того, какие политические процессы происходят в Украине и Польше, люди должны знать всю правду, изучать ее со всех сторон.

Как польские исследователи считали эти жертвы? Мне видится, что очень просто: достаточно было, чтобы кто-то из выходцев из Волыни засвидетельствовал, например, что в таком-то селе было убито почти 100 поляков. Я еду в это село, спрашиваю старожилов: это правда? Да нет, говорят, это ложь, мы же всех людей знаем, кто здесь жил. Оказывается, здесь убито 19 или 20 поляков. Я имею право утверждать, что то, о чем пишу, не является неправдой, в отличие от того, что пишут Семашко. Поэтому я предлагаю — давайте соберем жителей конкретного села, их потомков, и поляков, и украинцев, посадим их за «круглый стол», и пусть они выясняют правду...»

Андрей ЖИВЬЮК, кандидат исторических наук, руководитель областной редколлегии серии книг «Реабілітовані історією», говорит: «В то время на Волыни встретились два политических  проекта: с одной стороны возобновление польского государства в довоенных границах, из другой — создание независимого украинского государства на этих землях. Конечно, что эти проекты взаимно исключали друг друга. Кроме того, в реализации этих проектов принимали участие третьи стороны, которые умело использовали ситуацию в свою пользу. По-видимому, о причинах и следствиях этого конфликта идет речь в тех архивах и документах, которые нам пока еще недоступны, потому что находятся на территории других государств и вряд ли будут доступны в ближайшее время. Поэтому метод таких «полевых исследований», который использует И. Пущук, является очень актуальным, это мощный пласт информации. Нам нужно как можно больше таких исследований, чтобы Украина могла сформировать свою позицию по этому вопросу на международной арене. Потому что у нас с поляками стартовые условия по исследованию этой проблематики довольно неравные...»

* * *

В этом году в Польше, по-видимому, широко будут отмечать 75-летие Волынской трагедии. Можно ожидать новых необоснованных польских требований относительно соблюдения Украиной «исторической правды», той правды, которую для украинцев определяют они. Чем ответим, как будем защищаться? По-видимому, такими книгами, которые написал Иван Пущук с помощью свидетелей тех трагических событий. А еще — гражданской позицией украинских политиков, госчиновников, историков, политологов, журналистов, педагогов, всей украинской общественности, которая знает собственную историю,  любит свою страну и готова защищать ее честь и достоинство.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать