В Опишном экспонируется керамика Цвитного
Признаком гончарства этой организации была не «мальовка», а совершенные формы и лаконичная емкость декора![](/sites/default/files/main/articles/18102018/13foto.jpg)
Цвитное... Зелени косы садов этого небольшого села на Кировоградщине века вплели в густые местные леса и развеяли ветрами сильной степи. Во время первопоселения (в конце ХV — в начале XVI века) на этой территории навсегда поселилась Воля. Необузданный дух справедливого права на свободную и счастливую жизнь принесли в эти края селяне-беглецы, которые искали в Поднипровье спасение от притеснений литовских и польских феодалов. Здесь родилась казацкая решительность, которая впоследствии подняла всю Украину в событиях Колиивщины и Холодного Яра. Здесь родилось и гончарное ремесло, которое с годами превратило казацкое Цвитное в одну из мощнейших и известнейших гончарных организаций Украины, которая до сих пор имеет «невыцветшую» национальную память...
Гончарство Цвитного уникально своей самобытностью. Естественно, что залежи высококачественной глины способствовали стремительному развитию промысла, а талант местных умельцев ширился далеко за край.
Цвитненских гончаров знали как универсальных мастеров: местный материал был пригоден к изготовлению всех форм посуды и декоративной скульптуры. Неповторимость Цвитного наиболее колоритно проявилась в конце ХІХ — в начале ХХ века. Примечательно, что признаком гончарства этой организации была не «мальовка», а совершенные гончарные формы и лаконичная емкость декора, которым чаще выступали цветные поливы со сдержанными ритованными линиями или кривульками. Хотя местные жители славились богатыми традициями настенной «мальовки» своих жилищ, цвитненская посуда выделялась своей монолитностью и в то же время яркостью, которую придавали местные глины.
По фиксированию известной исследовательницы регионального гончарства Ларисы Кулинич, в разные годы в Цвитном работали отдельные мастера (Иван Сухий, Мария Воруй, Федор Гордовый, Александр Гостроверхий) и династийные гончарские семьи, среди которых Иван и Григорий Суржко; Куприян, Дмитрий, Оксана, Александра Комар; Марко и Василий Кучеренко, Марко и Агей Койды; семьи Бабич, Билоус, Головко, Гончаренко, Кабак, Левицкие, Лехани, Малины, Пономаренко, Слисаренко, Своробы, Соколовские, Хливицкие, Цима и другие.
О родстве цвитненской и опишнянской гончарной традиции свидетельствует тот факт, что мастера Цвитного приезжали на обучение в Опишнянскую школу мастеров художественной керамики. В частности, один из самых известных гончаров — Агей Койда — после обучения на протяжении 1937—1939 годов начал приспособление художественных приемов опишнянских мастеров к цвитненскому гончарству, а также введению «мальовки» на изделиях цвитненских мастеров.
Гармония цвитненского творчества всколыхнулась в 1930-х годах, когда в селе появилась артель. Объединение местных жителей проходило сложно. Постепенно самобытная гончарская традиция края потерялась в мирах вместе с мастерами, которые бежали или выезжали из Цвитного. Кустари, которые остались, были вынуждены принять художественные требования артели, а дома творить по воле сердца.
Затруднительность самобытного творчества углубилась экономическими трудностями и стандартизацией планового промышленного производства 1980—1990-х годов — гончарство края постепенно угасло...
Более 20 лет назад Цвитное стало объектом этнографического исследования сотрудников Национального музея-заповедника украинского гончарства. В июне 2018 года сотрудники заведения опять отправились в керамологическую экспедицию, чтобы зафиксировать те воспоминания, мысли и артефакты, которые еще уцелели.
Сейчас в Музее гончарства проходит Национальная выставка произведений керамики Цвитненской гончарной организации из фондовых коллекций музеев Украины. Экспозиция презентует почти 300 произведений керамики из фондов музея-заповедника, Кировоградского областного художественного музея и Александровского районного краеведческого музея. Разнообразие форм традиционной гончарной кухонной и столовой посуды представляют «горщики, глечики, слоїки, ринки, миски, баняки, тикви, барила, макітри, чашки, вази», а также декоративная зооморфная скульптура и глиняные бюсты. Экспозицию дополняют постеры, которые воспроизвели уникальные фотографии гончарного производства Цвитного.
Выставка в Опишном — исключительное художественное событие, которое дает возможность погрузиться во время расцвета одного из крупнейших средоточий традиционного гончарства Центральной Украины.
Выпуск газеты №:
№189-190, (2018)Section
Почта «Дня»