В религиозной гармонии
Дьяк Иосафат Стецик — «лицо» прихода ирпенского храма Рождества Пресвятой Богородицы![](/sites/default/files/main/articles/02022017/13foto.jpg)
Каждое религиозное община имеет свое «лицо», выделяясь среди других своим особенным духом, который господствует в ней. Его формируют люди, которые пользуются особенным уважением среди прихожан храма. В приходе, которая сплочена вокруг ирпенского храма Рождества Пресвятой Богородицы, таким лицом является дьяк Иосафат Стецик.
В своих 82 года пан Иосафат не мыслит себя вне церкви. Ежедневно в храме. А когда случаются дни, когда его по различным причинам не могут забрать на богослужение, считает день потерянным.
В Ирпене пан Иосафат уже восемь лет. Переехал к сыну из Западной Украины после смерти жены. Религиозная община, которая здесь действует, помогла не чувствовать себя чужим — в почтенные годы трудно привыкать к новой среде. А пан Иосафат своей врожденной добротой, интеллигентностью тоже формирует особенный доброжелательный дух, который господствует в храме. У себя дома он был несменным главой церковного комитета, служил дьяком на протяжении 60 лет. «На своем веку я пережил 27 священников. Мне очень нравятся наши два священника — о. Мирослав и о. Виталий своей честностью, открытостью, любовью к людям», — говорит пан Иосафат. Отцы отвечают ему взаимностью, в конечном итоге, как и все прихожане.
ДЕТСТВО
Родился Иосафат Иванович Стецик в 1934 году в городке Чесанив (Польша), что в 50 км от границы с Украиной. Он был самым младшим, пятым ребенком в семье. Его отец в Первую мировую войну за особые военные заслуги получил в награду крест от австрийской власти. Это была весомая награда. Был мастером на все руки. Женился, построил двухэтажный дом в центре городка, приобрел 7,5 гектара поля. В семье царила доброжелательность и любовь. В воскресенье вся семья, одев лучшую одежду, чинно шла в греко-католическую церковь. Счастливая семья, счастливое детство.
С началом Второй мировой войны все изменилось. Началось противостояние между украинским и польским населением, которое жило в местечке. Выкопали во дворе «сховок», где находились во время очередных зачисток с разных сторон. Однажды увидели, как пылает их дом. Все сгорело дотла. Как и другие дома, где жилии украинцы. Пустыми окнами светили жилища поляков, которые вынуждены были их покинуть. «Глаз за глаз, зуб за зуб». Зная особенную порядочность и честность семьи Стецик, один из их хороших знакомых поляков, семья которого тоже была «в изгнании», предложил через других людей занять его подворье. Когда «власть поменялась» и опять в свои дома зашли поляки, отец Иосафата с гордостью показывал хозяину подворья все его имущество, которое было в целости. Даже еда длительного хранения.
А вскоре всем украинским семьям приказали собраться на железнодорожной станции, чтобы вывезти их в Украину. Три недели семьи ночевали в огромной скирде сена. Было холодно, мокро.
В УКРАИНЕ
Наконец, их посадили в вагоны, и поезд отправился на восток. Через неделю, проехав 100 км, семья очутилась в селе Родатичи, в 8 км от райцентра Городок Львовской области. Начали селиться в дома поляков, которые выехали в Польшу. После некоторых мытарств, бывший односельчанин предложил отцу поселиться вместе с семьей в большом доме, который имел два отдельных входа.
Спустя некоторое время арестовали соседа и отца: у тогдашней власти возникло подозрение, что они помогают повстанцам. Отца, продержав полгода в тюрьме, выпустили — больного, с поломанными пальцами. Соседа вместе с женой и дочкой вывезли в Сибирь. По пути соседка умерла, тело выбросили из поезда.
А еще спустя некоторое время арестовали и 16-летнего Иосафата вместе с еще пятью ребятами. Допрашивали, били, загоняя под ногти иглы, прищемляя пальцы дверями, но через неделю выпустили — сказали, что ошиблись.
Школа, армия, где окончил школу разведчиков. Был командиром взвода. После армии поступал дважды в мединститут, но каждый раз не добирал балл. После второй попытки ему сказали, что около его фамилии нет галочки. Понял, что вуз для него закрыт. Пошел работать в село водителем.
Через несколько месяцев начальник военкомата предложил работу по найму. После некоторых колебаний Иосафат принял предложение. Проработал в военной части, которая была расположена в другом селе, 26 лет. Имел награды за свою работу.
На свадьбе друга познакомился с девушкой, которая вскоре стала его женой. Прожили с ней 46 счастливых семейных лет. Вырастили сына Владимира, который бредил авиацией. В настоящее время вся семья пана Иосафата работает на заводе имени Антонова.
ЦЕРКОВЬ
Господин Иосафат верит в Бога глубоко и искренне на протяжении всей своей жизни. Поэтому регулярно ходил в местный храм. Когда был военным, ему несколько раз предлагали поступить в партию. Но как можно было связать атеизм и веру? Односельчанка донесла на него, что посещает церковь. Начальник только спросил, ходит ли в церковь в военной форме, и когда услышал, что в гражданском, сказал, что пан Иосафат правильно одевается, идя в храм. На своих жизненных перепутьях Иосафату Стецику выпадало встретить много хороших людей.
После уничтожения греко-католической церкви в 1946 году, а с ней и полторы тысячи священнослужителей, верующие этой конфессии начали ходить в другую действующую церковь. Но через лет десять начали возвращаться из ссылки греко-католические священники, которых не казнили. Среди них и знакомые еще с детства отцы. Пан Иосафат молился вместе с ними поочередно в разных домах. А когда греко-католическая церковь легализовалась, а к этому активно приобщился и он, то его душа наконец нашла религиозную гармонию.
Пан Иосафат рассказывает, что с ним часто происходят странные вещи. Вот были времена, что болел долго и тяжело. Был таким бессильным, что не мог молиться на коленях — приходилось садиться, касаясь пят. Однажды все же заставил себя выпрямиться. И вдруг почувствовал прилив энергии. Он встал и начал работать по хозяйству. Будто и не болел.
Или вот последний случай, что произошел прошлой осенью. На протяжении двух месяцев едва ходил по дому. Отец Мирослав даже приходил исповедовать его и причастить. Как-то сказал, чтобы пан Иосафат обязательно был такого-то дня в церкви: Блаженнейший Святослав будет освящать новый храм. И он встал в этот день с кровати, его привезли и храм, и он отстоял на протяжении двух часов на Службе Божьей.
А по окончании службы Блаженнейший Святослав вручил Иосафату Стецику Патриаршую грамоту. Пан Иосафат с трепетом достает из папки и показывает награду, в которой его благодарят за верную службу на благо Церкви.
Выпуск газеты №:
№18-19, (2017)Section
Почта «Дня»