Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вина – на всех

В Ирпене отметили 120-летний юбилей Максима Рыльского и... уничтожили его дом
31 июля, 12:19
РАЗРУШЕННЫЙ ДОМ МАКСИМА РЫЛЬСКОГО / ФОТО АВТОРА

«В декабре 1934 г. в моем и Зерова присутствии Рыльский прямо заявил, что в Украине будет заброшено все украинское до тех пор, пока Украина не станет самостоятельным национальным государством». Это один из многих доносов, которые писали на Рыльского. Во время коммунистических репрессий поэта спасло только то, что он написал «Песню о Сталине». Однако не следует забывать, что именно Рыльский помогал вернуться в литературу писателям, которым не повезло избежать сталинской расправы, но повезло дожить до освобождения из коммунистических концлагерей. Так, он помог поселиться в Ирпене, который недалеко от Киева, и войти в литературный процесс переводчикам — феноменальному Григорию Кочуру и ветерану ОУН и УПА Дмитрию Паламарчуку, которые вернулись в Украину после заключения и ссылки. Можно назвать и другие имена.

19 марта нынешнего года исполнилось 120 лет со дня рождения украинского поэта, переводчика, искусствоведа, академика, лауреата государственных премий Максима Рыльского.

Классик украинской поэзии имел собственную дачу в Ирпене с 1938 по 1951-й год с перерывом на время немецко-фашистской оккупации. Но и раньше Максим Рыльский бывал в Ирпене, прошел пешком по берегу нашей реки от истоков до впадения в Днепр. Максим Рыльский любил Ирпень. Он возился в саду, писал стихотворения и играл на рояле. Здесь поэт написал произведения «Молодий садок», «Ніч колихала», «Димом котиться весна», «Медитації»,

«В моїм будиночку, в зеленім Ірпені» и другие об Ирпене. Максим Рыльский ловил рыбу в реке Ирпень и написал цикл стихотворений «Рибальські сонети». Местная природа вдохновляла поэта. На даче он держал собаку и кота. В 1942 году Максим Рыльский написал поэму «Жага», где вспоминал Ирпень.

В ирпенском доме Максима Рыльского декламировали свои стихотворения Владимир Сосюра и Андрей Малышко. Здесь гостевали Остап Вишня, Юрий Яновский, Юрий Смолич, композитор Сергей Жданов и другие деятели культуры. Здесь полыхал очаг украинской культуры. Максим Рыльский бывал у ирпенского художника Матвея Донцова, общался с другими ирпенцами...

В Ирпене родился первый внук поэта, которого в честь деда назвали Максимом.

В 1951 году Максим Рыльский продал ирпенскую дачу писателю Вадиму Собко, а сам перебрался в Голосеево, но до конца своих дней вспоминал Ирпень.

Дом по улице Центральной, 15, который продолжали называть домом Рыльского, со временем был снова продан. Здание было построено из дубового бруса, оббито дранкой и оштукатурено. В последние годы дом стоял ободранный. Я призывал отремонтировать дом и установить на нем мемориальную доску.

МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ С ЖЕНОЙ ЕКАТЕРИНОЙ В ИРПЕНЕ / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

24 июля — 49-я годовщина со дня смерти Максима Рыльского. А 20—21 июля дом Максима Рыльского был снесен. Еще 20 июля представители отдела культуры, национальностей и религий Ирпенского горсовета требовали у супругов Раилко, которые сносили дом, прекратить разрушение, даже обратились в милицию. Но Раилко отвечали: «Это наша частная собственность. Что хотим, то и делаем. А документа, что это памятник, нет». Бывший дачный участок Рыльского разделен пополам между двумя владельцами. Возникает вопрос: почему отдел архитектуры утвердил разделение, согласно которому граница между участками проходит через дом? Письменного разрешения на снесение дома нет. Но, как свидетельствует практика, в таких случаях владелец платит штраф, и на этом дело заканчивается.

Кто виноват? Вина распределяется на всех. Сессия Ирпенского горсовета могла бы принять решение, что дом Рыльского является памятником. Потом это решение необходимо было утвердить на областном уровне. Общественность такую попытку делала, но ничего из этого не вышло. Да и правление Союза писателей должно было бы обратиться с соответствующим обращением к ирпинской власти. Конечно, стопроцентной гарантии это не дало бы, но все-таки...

24 июля в Ирпенском историко-краеведческом музее состоялась встреча председателя Национального союза писателей Украины Михаила Сидоржевского, директора Киевского литературно-мемориального музея Максима Рыльского Виктории Колесник и директора Дома писателей Александра Гордона с начальником отдела культуры, национальностей и религий Ирпенского горсовета Евгенией Антонюк и представителями местной общественности.

Что делать теперь? Выкупить участок и отстроить мемориальный дом? Владислав Раилко соглашается продать участок за сто тысяч долларов. Реально ли это? Ирпенская власть возбуждает против Раилко уголовное дело. Но что это даст? Другой вариант нам подсказывает покойный ирпенский художник Борис Пианида. В свое время по его инициативе была установлена памятная стела возле дома, где в Ирпене проживал художник Федор Кричевский. Такой памятник необходимо установить около бывшей дачи Максима Рыльского.

Супруги Раилко, которые приобрели половину бывшей дачи Рыльского и снесли дом, отдали садовые цементные вазы, которые «помнят» великого поэта, Ирпенскому историко-краеведческому музею. Одна ваза нуждается в реставрации.

А пока что в экспозиции Ирпенского историко-краеведческого музея можно увидеть фотографию дома Максима Рыльского и фотографию самого поэта в его ирпенском яблоневом саду.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать