Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Волынь в сентябрьской кампании 1939-го

Из всех западноукраинских воеводств в миллионной польской армии приняли участие в немецко-польской войне 120 тысяч украинцев
22 августа, 20:09
В ВЕРХНЕМ РЯДУ ПОСЕРЕДИНЕ МИРОН СТАДНИК

Почти 15 лет в эфире Волынского радио звучала обменная программа «Луцк-Люблин», а затем еще 7 лет — «По обе стороны Буга». Я имел творческое удовольствие каждый месяц их готовить. Тематика их была широкой. Одна из рубрик называлась «Боевое братство». В ней представляли воспоминания ветеранов — участников боев за освобождение Польши от фашистских оккупантов и рассказы о волынянах, которые знали польский язык и были весной 1944 года включены в подразделения Первой армии Войска Польского, доформированые на территории нашего Киверцевского района генералом брони Зигмунтом Берлингом. Мой коллега из Люблина Тадеуш Хвальчик по адресам, названным бывшими фронтовиками, готовил для нас репортажи. Они вызывали особый интерес у слушателей.Если сжато обобщить содержание этих передач, то они сводились к основному: строить мосты дружбы между областью и соседним Люблинским воеводством, утверждать искренние отношения украинского и польского народов.

Накануне 80-летия начала Второй мировой войны хочу вспомнить несколько рассказов о волынянах, воевавших в рядах Войска Польского против нацистской Германии в сентябре 1939-го. При коммунистической власти об этом, конечно, не говорилось. Ведь как украинцы могли служить Пилсудскому или Мосцицкому?! А впервые я познакомился с фотографиями воинов этой армии в семейных архивах жителей моего села Доросины, когда мы готовили в 2002 году вместе с писателем Степаном Курило-Швансом художественно-документальную книгу «У вирі війни», которая вошла в трилогию об этом историческом селе. Тогда дочь Мирона Стадника Надежда Банада вручила нам фото, где ее отец был зафиксирован в кругу однополчан-волынян (на фото Мирон Стадник в центре в верхнем ряду).

Исследователь этой славной страницы боевого побратима — бывший учитель Городненской СШ Любомльского района, лучанин, историк Иосиф Ващук был несколько раз гостем моих программ. За 10 лет независимости Украины он установил почти 800 имен наших земляков, принимавших участие во фронтовых действиях на территории Польши. На основе собранных документов из семейных архивов и подтверждений из государственного архива Войска Польского в Варшаве они были удостоенные медали «За участие в оборонной войне. 1939». В числе первых, кто получил эти награды, была группа односельчан исследователя — бывших жолнеров 11 пехотного полка. Среди них и его отец Петр Ващук. Историк пан Иосиф собрал материалов на достаточно большую хроникальную книгу, которая, к сожалению, осталась в рукописи.

Согласно распоряжению Президента Польши Александра Квасьневского украинские ветераны получили право на ежегодное денежное пособие в размере 320 долларов.

По данным Википедии, в августе и первые дни сентября 1939 года в Польское Войско было мобилизовано 5,5 тысяч волынян, а с теми, кого призвали раньше на срочную службу, уже насчитывалось 10 тысяч. Следует назвать еще одну весомую цифру. Из всех западноукраинских воеводств в миллионной польской армии приняли участие в немецко-польской войне 120 тысяч украинцев. Много тысяч из них не вернулись тогда в отчий дом. Итак, несколько фрагментов из боевой биографии волынян.

* * *

Ветеран журналист Василий Гинайло поведал мне о своем отце Иване, 1915 года рождения. «Мой отец Иван Ильич — житель поселка Шацк Ковельского уезда. Он из многодетной семьи. Имел еще девятерых братьев. В войско был призван осенью 1937 года. Служил во Владимире-Волынском в составе 50-го пехотного полка. Сначала был санитаром, а затем его перевели в кавалерию. Принимал участие в военных маневрах летом 1939 года в районе города Дубно. Потом его полк уланов с остальными частями парадным маршем отчитывались перед Главнокомандующим Польской армии, маршалом Речи Посполитой Ридз-Смигли в Луцке на центральной площади.

В сентябрьской кампании в боевых действиях он уже имел звание капрала (на фотографии Иван Гинайло). Их полк перебросили на запад от Бреста. Там он был ранен. Потом отец почти месяц был в советском плену. Ведь им в спину зашли союзники немцев — подразделения Красной армии. После фильтрационной проверки ему позволили вернуться к родным на Волынь. Умер отец в 2002 году. Как участник боев за Польшу получал пособие от соседнего государства».

А рассказ о Константине Рыбинскои из села Топильне Рожищенского района я в свое время записал на основе документов, собранных исследователем Иосифом Ващуком.

«Рыбинский, как резервист, был мобилизован в Польскую армию в августе 1939 года. Он попал к 24-й пехотный полк, который дислоцировался в Луцке. После 2-х недель подготовки полк перебросили в Верхнюю Силезию, где почти неделю они с артиллеристами оказывали сопротивление немецким подразделениям. Враг имел численное преимущество. На пехотинцев бросил танки и артиллерию. Отступали по разбитым дорогам. Под Варшавой в ночном бою Константин с побратимами ходил на штыки. Попал в окружение. Плен. Из концлагеря освободили американцы аж в апреле 1945 года и передали советским войскам. «Свои» отправили на добычу сланцев в Эстонию. Вернулся в родное Топильно через 2 года. Медаль «За участие в оборонной войне. 1939» Константину Рыбинскому вручали в Генконсульстве Республики Польша во Львове. Со временем он стал получать и пособие от польского правительства».

Журналист и писатель Владимир Лис прототипа одного из своих героев романа «Століття Якова» Андрея Тимощука разыскал в селе Гаразджа Луцкого района. Но в тот день на встречу ветеранов Войска Польского в Луцке из-за болезни он не смог прибыть. Поэтому мы общались с еще одним из жителів этого села Дмитрием Мартінюком. Дмитрий Федорович вспомнил: «Действующую службу» в польской армии в 1937—1938 годах отбывал в Нагурном Шленске в 3-м полку уланов. А в 1939 году был мобилизован еще до начала немецко-польской войны и две недели «держал патруль» в Познанском воеводстве. А затем участие в боях по защите Познани, Быдгощи. Отступали уланы с боями, потому что «немец нас давил танками».

— 30 сентября мы еще воевали в Замостских лесах, — вспоминает ветеран, — у станции Звежинец. Домой вернулся в октябре, на Покрову. А в 1944 году меня уже мобилизовали в Красную армию».

* * *

Неумолимо летит время. Уже и последний волынянин-комбатант той войны ушел в вечность. Однако считаю, что о вкладе украинцев-захидняков в оборону Польши в сентябре 1939-го, а в 1944—1945 годах об их участии в освободительном пути до Берлина в составе Первого Украинского фронта нужно помнить молодому поколению нашего и соседнего государства. И не вестись на новые политические спекуляции, что это были исключительно оккупанты. Они осуществили важную миссию: разбили нацистскую армию, уничтожили фашизм и подняли совместно с Войском Польским флаг победы над рейхстагом. История учит: соседям нужно дружить, помогать и поддерживать друг друга на разных поворотах судьбы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать