Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Всем — в рейтинг!

Как сделать отечественные вузы конкурентоспособными
11 февраля, 20:47

Одной из важнейших фундаментальных составляющих всякого высокоразвитого государства являются университеты. Университет — это не просто место, где молодое поколение получает высшее образование. Это намного больше! Университет — это место, где интеллектуальная аура сжата и разогрета до состояния плазмы; это место, где ноосфера гуще, чем атмосфера; это место, где зарождаются идеи и технологии будущего; это место, где общемировые демократические и гуманитарные ценности возведены в ранг «Устава».... Конечно же, все это, в частности, предполагает и первоклассное «приборно-техническое» оснащение университетов, и высокий международный рейтинг его профессуры.

А что же украинские университеты? Соответствуют ли они вышеперечисленным критериям? Процентов на 80 — увы, нет.

Может ли вуз иметь статус университета, если, образно говоря, физику там учат по вольтметру, изготовленному артелью «Красный партизан» в 1950 году, а на химии используют, в основном, пипетки Гусь-Хрустального стеклозавода? Если университетские профессора не ведут исследований в приоритетных областях естественных и гуманитарных наук, а статьи своих скромных научных изысков публикуют исключительно в «Сборниках трудов» родного университета, которые никто не только в Европе, но и в Украине не читает? О многих ли университетских профессорах можно сказать словами А. Вознесенского «Вас молниею заживо испепелял талант», если предел мечтаний подавляющего большинства вузовских «преподов» —ВАКовский диплом доктора наук и диплом профессора. И все, «жизнь удалась»! Дальше можно до пенсии «доить» налаженную тематику, даже если она (вместе с оборудованием) давно устарела, — никто слова не скажет, а мировая цивилизация в это время будет убегать от нас вперед семимильными шагами.

Думаю, я не сильно ошибусь, если предположу, что 80% лабораторных студенческих работ и 60— 70% научных исследований, ведущихся в наших университетах, безнадежно отстали от мирового уровня и никому не нужны. Скажите, сколько в Украине университетов, в которых ведутся успешные, признанные международным научным сообществом исследования по водородной и термоядерной энергетике, по нанотехнологиям и новым носителям информации, по геному человека и клонированию высших организмов, да еще и с приобщением к ним студентов? А ведь именно из этих разработок их авторы (и их страны) через 10—15 лет будут извлекать многомиллиардные прибыли. А Украина будет покупать и платить, платить и покупать....

Еще одно. Студенты университетов всех стран мира и во все времена всегда были оплотом свободы, всегда остро реагировали на «полицейские перегибы» в своем государстве. И разве это не сигнал тревоги, если и на всех прошлых, и на последних выборах десятки тысяч студентов испуганно шли голосовать за того кандидата или партию, на которых останавливался перст ректора или проректора (и не суть важно, кому именно симпатизировал ректорат в том или ином регионе страны)? Кого растят из этих студентов?

А некоторые учебные заведения на моих изумленных глазах всего-то за пяток лет проходили «славный боевой путь» от какого-нибудь «кулинарного техникума» до «Национального Университета Евроремонта» высшей (IV) категории, да еще и с кучей замысловатых специальностей. Как говорится: «Связи и деньги (вместо «упорство и труд») — все пере...рут» (недостающую букву вставьте сами). Я уже не говорю о том, что в таких «университетах» все покупается и продается.

Не менее удручающе выглядит и духовно-нравственная атмосфера очень многих наших вузов — по этому «параметру» они напоминают эдакие островки СССР эпохи позднего Л. Брежнева. Почитайте любую университетскую газету. Трогательные отчеты старост групп, безликие материалы... А чтобы студент критиковал доцента или доцент проректора — упаси Боже. Ну, ни дать ни взять — газета «Правда» образца 1980 года. А это означает, что из стен этих вузов выйдет новое поколение плохо образованных молодых людей с агрессивным невосприятием стандартов открытого демократического общества, с твердой убежденностью, что поэт (Б. Окуджава), написавший строки «не покупаются, не покупаются доброе имя, талант и любовь» — недотепа и «лох».

Все это, отнюдь, не «отдельные недостатки». Все это опасно. Все это настолько опасно, что представляет угрозу национальной безопасности Украины. Поэтому решать эту проблему нужно решительно и быстро. Но не одними только «административными методами». А именно:

1. Если новый Кабмин не добьется достойного финансирования высшей школы, значит, Украина получила не тот Кабмин, которого мы все ждали, ибо высшая школа — это основа будущего благополучия нации, и не только духовного, но и материального.

2. Ныне многие вузы подсчитывают всякие рейтинги своих преподавателей, кафедр, факультетов. Однако нужно, чтобы рейтинговая система, во-первых, объективно отражала достижения преподавателя, кафедры, факультета и вуза за пять лет, для чего должна быть разумной, внятной и общей для всех вузов Украины; а во-вторых (и это главное!), стала бы основой перемещения преподавателей вверх-вниз по служебной (выборной) «лестнице», закрытия-открытия кафедр, повышения- понижения категории вуза. В университете не должно быть ничего вечного — вечной должна быть только КОНКУРЕНЦИЯ на вечном пути к ВЕРШИНАМ!

За что должны присуждаться рейтинговые баллы, например, профессору? За издание учебника с грифом Министерства образования и науки; за издание научной монографии; за подготовку аспиранта; за развитие нового для Украины (или хотя бы вуза) направления исследований; за патенты, особенно международные; за публикации в международных журналах из списка «181» (в Украине таких журналов всего шесть — это те, которые полностью переводятся на английский язык; а «Сборник трудов» своего вуза оставьте для аспирантов и ассистентов — негоже доктору-профессору включать в свой список труды, которые практически никем ни в Украине, ни тем более в Европе не читаются); за участие в международных конференциях (только настоящих, а не фальшивых, на которые собираются лишь коллеги из экс- СССР); за крупные гос- и хоздоговорные работы (что касается «мелкого финансирования» — если у вас есть «тесные связи» в МОН или в дирекции завода, то вы легко выпросите себе немного гривен под свою старую, привычную научную тематику и будете спокойно ее «чесать» до пенсии); за реальное участие в международных научных программах. Вот и все. Не присуждаются баллы за дипломы ВАК и МОН (диплом доктора и/или профессора — это лишь повод принять на должность профессора, а баллы начисляются только за результаты пятилетнего труда), грамоты губернатора, а также за фотографии, где профессор стоит в обнимку с замминистра.

Далее профессорско-доцентские баллы суммируются по каждому факультету. Далее к ним прибавляется сумма баллов по еще двум рейтингам: «рейтингу технической оснащенности» факультета, т.е. за наличие на факультете современной приборной и компьютерной базы — как для лабораторных и курсовых работ студентов, так и для научной работы преподавателей; и «рейтингу эргономическому» — т.е. наличие достаточных учебно-лабораторных площадей, удобной мебели и т.д. Нужен еще один вузовский рейтинг — условно говоря, «индекс свободы» — но пока не совсем ясно, как его считать. Три факультетских рейтинга — по преподавателям, приборам и площадям (плюс неясный пока «индекс свободы») — суммируются, и вот вам рейтинг факультета. Сумма всех факультетских рейтингов — и есть рейтинг вуза (но лишь на пять лет).

После такого «рейтингования» в Украине останется десяток настоящих университетов IV категории. Но Кабмину их придется финансировать «по-крупному». Остальные вузы, во-первых, будут иметь более низкую категорию, во-вторых, не должны называться университетами. Часть вузов (созданных по принципу «ул. Малой Арнаутской» О. Бендера) должны быть лишены лицензии. Кстати, именно оставшиеся университеты и должны взять на себя все функции ВАК, а сам ВАК лучше ликвидировать. Также нужно забрать у Минобразования право присуждать диплом профессора. Профессор — это должность, такая же, как водитель, и не более того, ее надо регулярно подтверждать, как и водительский класс. А не подтвердили — извольте на пять лет в доценты, и не надо размахивать у всех перед носом своими докторско-профессорско-академическими дипломами. Работать надо, господа!

Все это (или нечто подобное) нужно сделать срочно в течение 2005 года. Поэтому, по моему мнению, новый министр образования и науки в Украине должен, во-первых, обладать характером бойца, во-вторых, стать одним из главных членов Кабмина и обязательно войти в состав СНБОУ.

И последнее (но очень принципиальное!). Если мы избрали действительно НАРОДНУЮ власть, если она действительно хочет максимально задействовать ИНТЕЛЛЕКТ НАЦИИ, я предлагаю: в корпус советников министра (любого министерства) обязательно включать (на конкурсной основе, разумеется) авторов наиболее умных и честных публикаций последних лет по соответствующим «министерским проблемам» в серьезных газетах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать