Если свобода вообще что-то значит, то это право говорить другим то, чего они не хотят слышать
Джордж Оруэлл, британский писатель и публицист

Вступительная кампания 2021: региональный дискурс

В студенческие аудитории ожидается приход новой молодежи, способной ставить знание в приоритет
6 августа, 2021 - 08:33
СЛОЖНЕЙШАЯ ПАРТИЯ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Лето — не только пора отпусков, но и время жизненного выбора для молодежи. Поэтому вступительная кампания в этом году осветила также немало важных сегментов, которые характеризуют сущностные изменения в ценностных ориентациях молодежи и общества в целом. Не берясь  глубоко анализировать этот процесс в целом, поскольку движение абитуриента к статусу студента лишь набирает обороты, и его придирчивое рассмотрение, несомненно, станет предметом профессионального анализа соответствующими структурами МОН и всей образовательной вертикали по завершению этого процесса, поскольку местные органы образования также причастны к ее качеству, давая разрешение на внедрение новых образовательных программ в регионах и контролируя образовательное пространство региональных ООШ, коснусь лишь отдельных, впрочем, заметных характеристик современной молодежи, заземляя свое рассмотрение на примере лишь одной кафедры (ивент-индустрий, культурологии и музееведения) государственного гуманитарного университета г. Ривного.

Речь идет об абитуриентах, которые поступают на сокращенный срок учебы (один год и 10 мес. или два года и 10 мес., в зависимости от полученного предыдущего образования). Все они являются представителями профессиональных колледжей, достаточно отдаленных от университета, что дает основание для вывода, что в свои приоритеты они поставили лишь специальность, направленную на их будущую сферу творческой самореализации, ориентируясь на имидж заведения, его реноме в пространстве современного образования, поскольку финансовый сегмент сегодня способен существенно влиять на жизненные ориентиры молодых людей. С другой стороны, фактически все они уже имеют и опыт практической работы по специальности, что вселяет уверенность в том, что учебный процесс будет проходить развернуто и интенсивно, поскольку их будет интересовать преимущественно профессиональный аспект обучения. Следовательно, уже первые консультации засвидетельствовали огромное количество уточняющих вопросов относительно того, как будет проходить дальнейшая учеба, суть образовательно-профессиональных программ, направления реализации их в аудиторных и внеаудиторних условиях, качественный состав научно-педагогических работников, роль профессионалов-практиков в обеспечении ОПП и тому подобное. Иначе говоря, в студенческие аудитории ожидается приход новой молодежи, способной ставить знание в приоритет, а не лишь развлекательные практики. А это, в свою очередь, будет стимулировать и преподавательский корпус к изменениям, поиску новых подходов в работе с такой молодежью.

Тогда как абитуриенты полного цикла обучения выделяются в значительной степени не критическим отбором будущей профессии, поскольку, как видно из выставленных ОПП приоритетов, подавали заявления в самые разнообразные ЗВО, надеясь лишь на наличие бюджетных мест (и это тоже важно, поскольку удостоверяет тот факт, что финансовая составляющая ограничивает немало в жизни молодых людей), в то же время, имея низкий, даже для регионов, балл ВНО. Но и первые, и вторые категории поступающих — это наши будущие студенты, которым нужно предложить огромное количество ярких культурных альтернатив, чтобы удержать их в дальнейшем пространстве профессиональной учебы.

Поэтому, невзирая на сложную ситуацию в высшей школе, связанную с организацией и, соответственно, результатами ВНО на магистральных путях образования, нынешний выпуск в украинской ООШ засвидетельствовал значительное увеличение предметов, избранных молодыми людьми, которые все-таки пытаются продолжить учебу, понимая, что образование является важным сегментом в их будущем. И это также вселяет надежду и оптимизм. И хотя первые консультации — еще не факт кардинальных трансформаций, и только три специальности одного университета также не вся высшая школа страны, они, как и первые ласточки, хотя и не свидетельствуют о приходе весны, но подтверждают, что она непременно придет.

Жаль только, что расширенный «вступительный коридор» (до 30 специальностей на контракт и пять — на бюджетную форму) не дают возможности этому абитуриенту сконцентрироваться на главном, а лишь стимулируют продолжать поиск ЗВО, где бы им все-таки удалось поступить на государственную форму.

И хотя количество молодых людей, которые подали заявки для регистрации на ЗВО, с каждым годом сокращается, на что есть немало причин как объективного (неуместность сдавать математику для поступающих  на художественные специальности по причине другого типа мышления молодых людей, низкий уровень обучения в региональной, сельской ООШ), так и субъективного характера (игнорирование важности гуманитарной подготовки в собственной системе ценностей, без которой молодые люди не способны эффективно решать впоследствии огромное количество профессиональных вопросов, связанных с творческими аспектами обучения: знание эпохи, ее носителей, вписывание артефакта в парадигму культурных координат времени), это уменьшение нельзя считать однозначно негативным, ведь осознание важности образования в жизни человека к каждому приходит в разное время и разном возрасте, однако, если уже приходит, то этот процесс сопровождает мощная мотивационная составляющая, которая и будет определять все в дальнейшей его жизнедеятельности.

Поэтому быстрее определяйтесь с будущей сферой. Мы  вас уже ждем!

Сергей ВИТКАЛОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ