Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Выйти за ограду

16 июня, 18:56

Алан Уотс писал, что мы живем «для того, чтобы... потреблять и накапливать все больше и как можно дольше. Убеждая себя в том, что... впереди какая-то цель, мы даже не замечаем, как топчемся на одном месте — и не потому, что полюбили его и с удовольствием туда возвращаемся, но, напротив, потому что мечтаем оттуда уйти и попасть на лужок по ту сторону ограды, где трава всегда на вид сочнее. Но радости и страдания относительны, а трава на той стороне приедается так же быстро, как и на этой. ...Вскоре придется искать новое пастбище — и очередную изгородь, через которую можно кидать завистливые взгляды. Таким образом, мы ощущаем себя живыми только в категориях перемещения от меньшего к большему либо, иными словами, постоянно ускоряющегося бега по кругу, и основная причина такой безрассудной «практичности» в том, что мы вообще не живем».

Задачу выхода из этого замкнутого круга каждый решает (или не решает) для себя сам. Я хочу рассказать о буддийской точке зрения по книге Говарда Катлера «Искусство быть счастливым», написанной на основе бесед с Далай-ламой, изданной у нас издательством «София». «Главной целью нашей жизни является счастье, главной мотивацией нашей жизни является стремление к счастью», — уверен тибетский лидер. А точнее — восстановление нашего врожденного чувства счастья. Наивысшим счастьем буддисты считают освобождение от страданий. И это не эгоистическая цель. Научные данные показывают, что счастливые люди более открыты, менее эгоистичны, склонны помогать и прощать.

Многие факторы ведут к счастью, но ключевой фактор, позволяющий использовать остальные, это состояние ума (слово «ум» здесь соответствует тибетскому слову «sem», примерно то же, что «психе», то есть понятие, включающее и интеллект, и чувства).

Одному дзэн-буддийскому монаху никак не удавалось достичь просветления (изменения состояния сознания). Учитель дал ему задание медитировать на быка, что монах и сделал — день за днем он думал и представлял себе быка. Наконец учитель пришел к его келье и сказал: «Выходи, я хочу поговорить с тобой». — «Я не могу выйти, — последовал ответ, — мои рога не пролезут в двери». Сказав это, монах достиг желаемого. До этого он развил в себе заблуждение, что является быком, и, выйдя из гипнотического состояния, понял механизм остальных наших заблуждений и вытекающего из них автоматизма (из книги Роберта Уилсона «Прометей Восставший»).

«Ум подобен зеркалу, отражающему любой объект». Если совершить медитацию на ум (попытаться не думать), то «в пространстве между старыми и новыми идеями» можно обнаружить «естественную, неподдельную, ясную и сознающую основу ума, не тронутую мыслью. Пребывая в таком состоянии, вы поймете, что ум подобен зеркалу, отражающему любой объект, любую идею, и что сущность его — абсолютная ясность и осознание, абсолютное переживание», — говорит Далай-лама. Природа ума — ясный свет.

Причинами страданий буддисты считают три «яда» для ума — невежество, страстное желание и ненависть. Невежеством называют заблуждения относительно природы реальности, которые ведут к неприятию перемен. К Будде обратилась женщина, у которой умер ее единственный ребенок, с просьбой вернуть его к жизни. Будда согласился, и сказал ей принести ему горсть горчичных зерен из дома, в котором не умирал «ни ребенок, ни супруг, ни родитель, ни слуга». Сколько женщина ни искала, не смогла найти такого дома.

Все в мире пребывает в динамике: подвергается переменам и влияет на процессы, не имеет собственного существования, то есть не пребывает само в себе, само по себе. А значит все происходящее — естественно и закономерно. Как говаривал герой Билли Боба Торнтона в фильме «Управляя полетами»: «чтобы получить контроль, нужно потерять контроль». Вот и буддисты предлагают признать события, ведущие к страданию, естественной частью нашей жизни и не пытаться во что бы то ни стало избежать их. Если считать страдания неестественными и незаслуженными, то это ведет к поиску врагов и восприятию себя жертвой. А факторов, вызывающих боль и неудовлетворение, больше, чем вызывающих радость.

Все мы стремимся к счастью и не желаем страдать. Но объединяет нас и боль, она делает нас человечными. Только испытав боль, мы можем понять и проникнуться чувствами других.

Чтобы избавиться от ненависти, следует развивать чувства-противоядия — любовь, сострадание, терпение. Эти чувства максимально согласуются с интересами людей, если они, конечно, хотят сохранять душевное спокойствие, здоровье и жить долго. В соответствии с буддизмом, все люди изначально благородны и неагрессивны, а в основе человеческой природы лежит доброта. Каждый обладает «природой Будды» — глубинным, базовым состоянием сознания, незамутненными негативными эмоциями и мыслями. Научные данные, в свою очередь, говорят, что, действительно, злость, как инородное тело, разрушает организм, что, за исключением редких патологий, нет людей явно генетически предрасположенных к насилию.

В развитии чувств-противоядий необходимы враги. Далай-лама считает, что мы «должны быть благодарны своему врагу за эту возможность и счастливы так, как если бы нашли клад в своем собственном доме». Если развить в себе терпение по отношению к врагам, сострадание к другим возникнет само собой. Наставник из монастыря Намгуаль, который около 20 лет был политзаключенным, рассказывал, что больше всего он боялся утратить сострадание к китайцам. Легко любить того, кто вам удобен, кто удовлетворяет наши потребности. Но это похоже на акт покупки-продажи. По-настоящему любить кого-то — это значит любить и желать добра независимо от того, как этот человек к тебе относится. Творящий зло — сам несчастен, а иначе у него не возникло бы такого желания. Отрицательные эмоции возникают на вторичном, поверхностном уровне тогда, когда мы не можем достичь любви, доброты и сострадания. Мешают достичь этого заблуждения и игры воображения интеллекта. Например, ментальные проекции. Если боишься кого-то, то начинаешь испытывать враждебность, и начинает казаться, что враждебность люди испытывают к вам, вы начинаете их бояться и злиться еще больше. Жестокие люди постоянно угнетены и чем- то не удовлетворены. Внутреннее спокойствие и внутренняя свобода для них недостижимы.

Терпение — это не признак слабости, его не надо путать с покорностью и беспомощностью. Проявить терпение — это значит знать, что вы способны действовать более агрессивно, но сознательно не делать этого. Хотя иногда твердые контрмеры необходимы, но тогда следует действовать из сострадания. Потому что если человек привыкнет безнаказанно совершать зло, то это рано или поздно приведет к его личной катастрофе.

Сострадание — желание избавить от страданий, чувство долга, ответственности и уважения к другому. Тибетское слово tsewa (сострадание) означает еще и желание добра самому себе. Каждый человек самоценен и обладает огромным потенциалом для совершенствования («природой Будды»), внутренней силой и высокими качествами, общими для всех людей, а также является частью целого — в этом достоинство. Далай-лама считает, что чем больше в человеке альтруизма, тем меньше он боится. Если человек уверен в добрых мотивах своего поступка, даже если он и не достиг цели, то знает, что сделал все, что мог, просто этих усилий оказалось недостаточно. Таким образом, можно действовать более эффективно, не ругая себя в случае неудачи и не беспокоясь о мнении окружающих.

Для достижения счастья необходима близость. В современной культуре преобладает точка зрения, что глубокую близость можно испытать только с Особенным Человеком, которого мы страстно любим. Тем самым мы сами отрезаем себя от других источников близости. Ведь рядом с нами в любой момент времени уже находятся родственники, друзья, знакомые и пока незнакомые люди, с которыми можно установить глубокие человеческие отношения. «В любой момент времени мы обладаем огромным потенциалом для близости. Близость — это все, что существует вокруг нас». Далай-лама говорит, что при встрече с незнакомцем у него каждый раз «возникает чувство, что передо мной такой же человек, как я сам».

Не стоит путать счастье и удовольствие. Как правило, если получаешь желаемое, то не успокаиваешься, а нужно все больше и больше. По логике, если мы следуем своим желаниям, мы должны становиться счастливее, но это не так. Значит, эти шаги направлены не на увеличение счастья, а на притупление несчастья и на стремление не дать нашим подсознательным страхам подняться на поверхность. Тем более, что рано или поздно все равно наталкиваешься на то, что не получить не можешь. Различие между положительными и отрицательными желаниями и действиями состоит не в удовлетворении, а в их последствиях. Вообще, человеку, как и животному, присуща «девальвация будущего» — он предпочитает получить меньше, но сейчас, а не больше, но потом. Гилберт Честертон сказал: «Человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться». Обычно правильный вариант — самый трудный. Каждый раз, принимая решение, Далай-лама предлагает спрашивать себя: «А сделает ли это меня счастливым?» Этим мы смещаем свое внимание с того, в чем мы себе отказываем, на то, к чему стремимся — подлинному, непреходящему, неотделимому от нас счастью.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать