ВЗГЛЯД
Испытание свободой
Веками все украинское было придавлено чужими государствами, языками, амбициями и капиталами. Конечно, все более сильные политические, экономические, научно-технические и культуротворческие национальные ростки прорывались — прорастали и реализовывались. Но ведь какой ценой?! Колоссальные силы тратились на борьбу с различными прошлыми режимами — царствами, капиталами, церквями, чужими культурными влияниями. Весь ли украинский потенциал мог реализоваться в этой страшной многовековой и беспросветной борьбе — противостоянии? Конечно нет. Ведь все, что может реализоваться в любом конфликте, всегда лишь ничтожная часть (видимая часть айсберга) того, что может быть реализовано в свободном самодостаточном бытии. Вот это мы пока очень и очень мало осознаем. Нам ныне подавай опять только борьбу (любую), схватку даже не на жизнь, а на смерть. А если такая борьба ну никак не просматривается в жизни, мы ее просто стараемся придумать, организовать ее из ничего на ровном и безмятежном месте. Наша политическая, экономическая и культурная жизнь — лучшее тому подтверждение. А ведь мы уже 16 лет как вернулись к своему государству, своему народу, да и к самим себе тоже. Пора бы это уже в полной мере осмыслить, принять и успокоиться. Все, что мы сейчас делаем, выдумываем и планируем — все это только наше! И никто его у нас не отберет никогда. Испытание противостоянием, борьбой, конфликтом мы уже давно выдержали. И больше никаких врагов (совершенно искусственно и произвольно) не стоит себе придумывать. Тот, кого мы сейчас мним самым заклятым врагом, может, в конце концов, оказаться самым надежным и верным другом. И самый близкий друг никогда не отойдет от нас, если мы осмысляем свои поступки...
Ныне нам предстоит реализовывать свой украинский потенциал совершенно свободно. Выдержим ли мы испытание свободой?
Именно здесь сейчас узел всех наших вопросов, проблем, надежд и смыслов...
О чем не подозревают чиновники
Наш перманентный украинский политический кризис растворяется потихоньку во всемирной вражде, природных мировых катаклизмах и... в наших бытовых проблемах. Какое значение имеет то, что кто-то там что-то кому-то сказал в кулуарах нашего политикума, если реальная, действительная жизнь (в нашей стране в том числе) ежедневно уносит навсегда сотни жизней?
Вот, к примеру, планируется увеличить денежное пособие с 2008 г. при рождении второго ребенка — до 15 тысяч гривен. Хорошее дело. Но ведь уже сегодня в больницах наших районных и областных центров уходят из жизни один за одним недоношенные младенцы (а как при такой экологии наши мамочки могут их доносить?). К тому же, на их содержание и лечение нашим больницам выделяется аж... 1 грн. с небольшим в день.
В чиновничьих кабинетах конечно всего этого могут и не знать. Но даже если узнают, кто нашим детским больницам уже сегодня даст конкретные живые деньги, кто их вдумчиво и правильно распределит — не раскрадет по пути (на лекарства, на нужное оборудование, на достойные зарплаты персоналу)? Кто, наконец, проследит за дальнейшим здоровым взрослением этих детей? Или это уже вовсе не наши дети?
Понятно, что улучшить жизнь уже сегодня невозможно. Но почему уже сегодня ее нельзя хотя бы сохранить? Любые действия власти должны быть продуманными, а не производиться в пожарном порядке и задним числом. Иначе в скором времени мы рискуем остаться без всего. В том числе и без самой власти и, конечно, без будущего!..
Игры по разным правилам
Мы никогда их в этом не переиграем... Митинги, демонстрации, выборы — это все-таки решение их, а не наших проблем. Они сами придумали эту свою игру и играют в нее уже не одно тысячелетие.
Нужны ли мы им? — как зрители, слушатели, статисты — безусловно. Им нужны не мы, а наше внимание и интерес. Без всего этого их игра прекращается не начавшись, потухает и теряет всякий смысл. Зачем же тогда мы должны ее поддерживать, бесконечно подкладывать дрова в этот костер? Ведь в нем безвозвратно утрачивается и наша жизнь, наше время, наши планы и надежды. Неужели и они ничего никогда не стоят?
Но почему именно мы всегда должны как-то реагировать на результат?