Я защищаю Трипольскую культуру от невежества

Да, я, «рядовая гражданка Украины», беру на себя смелость защищать то, что должны защищать археологи, историки, ученые, власти. Наверное, сама Трипольская культура, которой более семь с половиной тысячелетий, не нуждается в моей защите, слишком она величественна. И все же...
В последнее время в СМИ стала входить мода на иронично-уничижительную терминологию — предложение сделать татуировку «не забуду мать трипольскую», «трипольские черепки», «свалка древней тары».
На днях купила мартовский номер одного журнала. На яркой обложке — Дмитрий Табачник, министр образования и науки Украины. Красивый, импозантный мужчина, по-хозяйски положивший руку на трипольский «зерновик».
Читаю интервью. Вопросов и ответов много, но вот подошли и к культуре. Оказывается, в «Мистецькому арсеналі» «...нужно создавать продуманный музейный комплекс. Его должны создавать специалисты, а не пропагандисты Трипольской цивилизации — невежественные дилетанты». С первой фразой вполне можно согласиться, но вторая... Кого и что имел в виду уважаемый министр, каких дилетантов, неизвестно, но звучит «круто». Стало немножко страшно не столько за себя, простого любителя Триполья, сколько за тех специалистов, которые посвятили изучению Триполья всю жизнь.
Когда высокомерные снисходительные мнения высказывают журналисты, можно либо удивляться, либо возмущаться, но когда министр образования и науки Украины называет пропагандистов Трипольской цивилизации «невежественными дилетантами» это уже серьезно. Не удивительно, что сейчас практически все, кто имеет отношение к Трипольской культуре просто замолчали. В школах преподаватели истории просто не знают как подойти к теме, да и можно ли вообще к ней подходить. О мамонтах, обитавших на территории Украины в доисторические времена говорить можно, а о древних хлеборобах, гончарах, ткачах, животноводах, строителях оригинальных жилищ? Если мы хотим быть Державой, а не территорией, разве можно замалчивать важный период своей истории, который длился около трех тысячелетий!
Почему в Греции, Голландии, России, Польше, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Италии, Ватикане выставки трипольской керамики вызывают неизменный интерес и уважение, проводятся международные конференции. И только мы, ничтоже сумняшеся, позволяем себе в газетах и журналах иронизировать и ставить под сомнение труды ученых, которые уже более ста лет работают над этой темой. Мы должны быть благодарны Викентию Хвойке, Докии Гуменной, Олегу Ольжичу (Кандыбе), Татьяне Пассек, нашим современникам Михаилу Видейко, Наталии Бурдо, Юрию Шилову и многим энтузиастам, несущим нам знания о наших далеких предках.
Можно, да и нужно, по-разному относиться к Виктору Ющенко, но я с большим уважением отношусь к его стремлению возродить историю Украины — историю сложную, запутанную, с неоднозначным толкованием. Какие только племена не прошли по Восточной Европе уже после трипольцев! Гунны, скифы, сарматы, татары. Все они оставили свой след на этой земле, но никому не придет в голову иронизировать над скифским золотом, изделиями из железа, меди, над их обычаями, кочевым образом жизни племен.
На мой взгляд, споры о Трипольской цивилизации должны вестись учеными, археологами, историками; их новые находки должны обогащать наши знания о древнем мире, чтобы мы знали и гордились историей Украины. Хотелось бы при этом знать, что и руководство страны оказывает посильную помощь в популяризации этих знаний. Все-таки Украина — это не только Киевская Русь, Малороссия в составе Российской империи или Украинская Республика Советского Союза. Наши корни уходят в глубину тысячелетий, и такой разброд в мнениях и отношение к истории можно оправдать только двадцатилетним младенческим возрастом нашей независимости.
Не уважая прошлое, нельзя построить ни настоящее, ни будущее. И никакая экономика не спасет нацию, если не будут свободно развиваться и процветать культура, наука, литература, история. В том числе и история Трипольской цивилизации.
Выпуск газеты №:
№67, (2010)Section
Почта «Дня»