Заметки на полях
Известно, что были и есть разные течения новейшего литературного процесса: модернизм, постмодернизм, шестидесятники, семидесятники. А в наши дни есть еще такое уникальное явление, как поэт Игорь Павлюк. В своей книге «Стратосфера» ему удалось вобрать черты всех этих направлений, да еще и перекликнуться с такими корифеями украинской литературы, как Тарас Шевченко, Леся Украинка, Иван Франко, Евгений Маланюк и тому подобное.
Это дало основания критику Дмитрию Дроздовскому поставить поэта Игоря Павлюка в один ряд с ними в статье «Стратосфера сельского Дон Жуана» («День № 172-173 от 24.09.2010 года). Такая высокая оценка творчества Игоря Павлюка критиком сразу привлекает внимание к фигуре поэта и к самой статье.
Но рядового читателя ожидает разочарование. Первые же приведенные строки стихотворений из книги «Стратосфера» шокируют читателя поэтической безвкусицей. Украина — это «базарна вітчизна, як баба стара, ще дівка, що заміж виходить».
Оказывается, как объясняет критик, для дешифровки стихотворений И. Павлюка нужен... «семиотический код». Только тогда откроются глубины автора.
И вообще И. Павлюк похож на «античного жреца». Есть в нем что-то колдовское. И еще он поэт-демиург. (Такие пафосные преувеличения поневоле вызывают иронию.)
Такого «зашифрованного», элитарного поэта может понять лишь элитарный критик — такой, как Дмитрий Дроздовский.
Он объяснил невеждам, что в слове «стратосфера» зашифровано слово «зброя», а это («слово, як зброя») — любимый образ классиков.
А почему «сельский Дон Жуан» в названии статьи? Потому что поэт очень переживает, что окраины заполонили столицы, и появился хаос. То была сельская культура и городская, а теперь создалась какая-то поликультура. Никакого порядка. Все смешалось. Нарушились устоявшиеся границы — «родители — дети», «центр — окраина», то есть «село — город». Это приводит к упадку села.
Игорь Павлюк призывает к спасению старого села, к возрождению его ценностей — таких, как дом, Жилище, старые традиции села и сельский менталитет со своей спокойной созерцательностью и сельскими праздниками.
Он не понимает, что культуры города и села взаимно обогащают в проникновении одной в другую общую культуру, что это явление присуще не только Украине, а связано оно с процессом глобализации.
В дополнение скажу, что злоупотребление модными иностранными терминами, обременяющими статью Дмитрия Дроздовского, не является признаком уникальности и эрудиции, а, скорее, определенным кокетством.
Выпуск газеты №:
№202, (2010)Section
Почта «Дня»