ЗАО «Государство Украина» — супермонополист
В обществе всегда происходит обмен на основе частной собственности. В СССР во времена «развитого социализма», когда доля прямого принуждения в экономике очень упала, состоялась приватизация (коммерциализация) государственных функций, которая переросла в 90-х годах в прямую приватизацию собственности. Одновременно с этим начал проходить также и обратный процесс влияния чистой частной собственности на сферу приватизированных государственных функций. Возникла своеобразная предпринимательская структура — ЗАО «Государство Украина», которая на сегодня является супермонополистом. Государство, как общенациональный арбитр и регулятор, не было фактически сформировано. Коррупция стала правилом, а не исключением. Никакие рыночные механизмы не способны ликвидировать это ЗАО. Проблему могут решить либо силовые действия команды нового решительного президента, либо армии. Ясно, что колхоз под названием «парламент» на это не способен. Но есть ли у украинской элиты желание (и умение) играть по новым правилам публичной политики?
Е.К Марчук, выступая в «Эпицентре» Пиховшека, говорил, что кадры для реформ есть. Могу уверенно утверждать, что на районном уровне с этим могут быть значительные проблемы, что это болото внизу может утопить не один хороший замысел.
В 1993-99-х годах в нашем колхозе (точнее — коллективном сельскохозяйственном предприятии — КСП) «Колос» урожайность зерновых уменьшилась с 22-30 ц/га до 6-8(!), поголовье КРС сократилось в 5 раз, из около 2000 га одной земли засевать стали не более 500(!). Полностью перестали сеять сахарную свеклу, лен, кукурузу, садить картофель. А соответствующие наборы сельхозтехники испарились. Как следствие — количество рабочих мест значительно уменьшилось, платить заработную плату колхоз стал не способен. Люди выжили только за счет подсобных хозяйств (продажа скота, молока, картофеля, овощей и фруктов) и вынуждены были в такой ситуации их расширять, беря с молчаливого согласия правления колхоза и председателя сельсовета свободные земли (до 10 га даже). Но так делать могли в основном только те, кто распоряжался колхозными лошадьми или трактором (нужно ведь было эту землю чем-то обрабатывать). Сформировался своеобразный клан, который начал очень быстро приватизировать (разворовывать) коллективное имущество, или забирать его «в счет зарплаты» (скот, технику, зерно, удобрения, услуги) не только уже заработанной, но и будущей (на годы вперед!). И это в то время, когда большинство членов колхоза имело невыплаченные зарплаты за 2—3 года. Районная администрация, прокуратура (даже областная!), милиция получали от этого свою долю и на все нарушения закрывали глаза (даже активно защищали такое положение дел!) Попытки критиковать председателя колхоза жестоко преследовались как властью, так и кланом (людей заставляли собственноручно рыть могилы для себя!). После года отчаянной борьбы председателя колхоза удалось уволить в 1999 году и приостановить распад КСП. Но все это мелочи и не стоило бы за них вспоминать, если бы «свободное» развитие колхоза не указало на некоторые общие тенденции:
1. Колхозы не имеют будущего в теперешнем виде.
2. Фермерство не сможет развиваться в Украине в ближайшие годы (общественное мнение враждебно; необходим достаточно значительный стартовый капитал).
3. Возможным путем развития села может стать расширение подсобных хозяйств.
Анатолий ЖОЛОБ, предприниматель, с. Гайки, Волынской обл.
Выпуск газеты №:
№149, (1999)Section
Почта «Дня»