Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пас НАТО

Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ: «Мы готовы ускорить подготовку к членству в Альянсе, не снимая c повестки дня возможность присоединения в ПДЧ»
31 октября, 18:46

Украину с двухдневным визитом посетил Североатлантический совет НАТО. Были представлены все 29 государств — членов Альянса во главе с генсеком Енсом Столтенбергом. Напомним, что сначала визит Североатлантического совета в Киев был запланирован на 9-10 июля, однако его перенесли на осень. В то время новый Президент еще входил в курс дел, а главное — в Украине продолжалась активная фаза парламентской предвыборной кампании.

В конце концов, визит состоялся. В первый день гости побывали в Одессе, а во второй в Киеве. На берегу Черного моря Столтенберг и послы НАТО посетили вторую постоянную противоминную группу НАТО «SNMCMG2» (четыре корабля зашли в одесский порт в рамках патрулирования в Черном море). Также Генеральный секретарь выступил перед курсантами Одесской морской академии. А в Киеве Столтенберг председательствовал на заседании Комиссии Украина-НАТО при участии Президента Украины Владимира Зеленского и выступил с обращением к Верховной Раде.

Как известно, Североатлантический совет является ключевым органом принятия политических решений в НАТО. Нынешний визит в Украину стал достаточно знаковым, так как проходил на фоне дискуссий в нашей стране об изменении формата сотрудничества с Альянсом, а также — надо или нет Украине подавать заявку на ПДЧ на декабрьском саммите Организации Североатлантического договора. Основные акценты были расставлены еще в Одессе, а в Киеве их окончательно подтвердили.

Что касается первого момента, генсек НАТО подтвердил информацию о том, что в отношениях Украины и НАТО будет запущена новая инициатива, которая должна объединить все существующие до сих пор форматы сотрудничества. «Мы имеем долгосрочное партнерство с Украиной и время от времени его пересматриваем... У нас уже есть годовые национальные программы, мы имеем Комплексный пакет помощи и Комиссию Украина-НАТО, являющуюся важным инструментом. Сейчас мы запускаем новую инициативу, которая имеет целью скоординировать и совместить эти разные форматы работы, сделав их более связанными и согласованными», — заявил Енс Столтенберг.

Что касается ПДЧ, четкий месседж прозвучал от вице-премьера Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрия Кулебы. «Украина исходит из того, что заявка на получение Плана действий относительно членства, поданная в 2008 году на саммите в Бухаресте, остается действующей. Если мы вернемся к первоисточникам, а именно к решению Бухарестского саммита, то мы прочитаем в нем, что участники саммита поддержали заявки Украины и Грузии и поручили своим главам МИД принимать последующие решения о ПДЧ. Украине не нужно подавать какие-то дополнительные заявки, а необходимо сосредоточиться на реформах, углублении взаимодействия с Альянсом и достижении взаимосовместимости украинских вооруженных сил с вооруженными силами НАТО», — заявил вице-премьер.

«Украина сделала свой выбор — быть членом НАТО. Альянс тоже сделал свой выбор, когда в Бухарестской декларации 2008 года было сказано, что Украина станет членом НАТО. Мы исходим из того, что это решение будет выполнено и Украина и НАТО вместе пройдут этот путь. Украинское правительство поставило амбициозную цель за пять лет достичь соответствия критериям членства в НАТО. И это не только желание правительства, так как поддержка НАТО среди украинцев, по данным опросов, постоянно растет», — добавил Кулеба.

Открывая заседание Комиссии Украина-НАТО в Киеве, Зеленский заявил, что Украина является последовательным, действенным партнером НАТО, который и в дальнейшем будет делать вклад в безопасность в евроатлантическом пространстве и за его пределами. Он, в частности, предложил предметно рассмотреть присоединение Украины к Программе расширенных возможностей НАТО. «Уверен, что Украина готова к переходу на этот новый уровень сотрудничества», — подчеркнул Зеленский. При этом Президент отметил, что Украина высоко ценит, что в прошлом году на саммите в Брюсселе лидеры стран Альянса подтвердили решение Бухарестского саммита 2008 года о том, что Украина станет членом НАТО.

Стоит напомнить, что произошло во время Бухарестского саммита 2008 года, о котором неоднократно вспоминают. Как известно, немецкий канцлер Ангела Меркель и тогдашний президент Франции Николя Саркози заблокировали предоставление Украине и Грузии ПДЧ. В результате в августе того же года Россия напала на Грузию и незаконно оккупировала 20 процентов территории этой страны. А в 2014-ом Москва, очевидно понимая, что НАТО не будет реагировать, как в случае с Грузией, аннексировала Крым, оккупировала часть Донбасса и по сей день продолжает агрессию на востоке Украины.

Теперь, находясь в Киеве, Енс Столтенберг говорит: «НАТО поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины, мы никогда не признаем нелегальную аннексию Крыма со стороны России. Мы осуждаем агрессивные действия России в Черноморском регионе. Мы призываем Россию вернуть контроль над полуостровом Крым Украине и прекратить свои действия по дестабилизации на востоке Украины. Все члены Альянса едины в своем осуждении российского поведения. Россия должна прекратить поддерживать боевиков и наемников на востоке Украины и вывести свои силы и вооружения с ее территории». Но вряд ли это вернет украинские территории, а тем более человеческие жизни. Конечно, это не значит, что во всем виноват Альянс или Запад, виновата в первую очередь Украина, которая не воспользовалась шансом (подробнее в справке «Дня») стать членом НАТО и вообще стать сильной. Своим шансом те же страны Балтии или Польша воспользовались.

 

После встречи с генсеком НАТО Владимир Зеленский заявил, что Киев готов ускорить подготовку к членству в НАТО и на практике стремится доказывать готовность к получению Плана действий для членства в Альянсе. «Мы готовы еще ближе сотрудничать с Альянсом и ускорить подготовку к членству в НАТО, не снимая с повестки дня возможности присоединения Украины к ПДЧ. Мы готовы уже сегодня практической работой доказывать, что Украина заслуживает такого формата отношений с Альянсом. Мы договорились об обновленном консолидированном пакете проектов и практических мероприятий, обсудили перспективы нашего сотрудничества в рамках программы расширенных возможностей НАТО», — сказал украинский Президент.

Генсек НАТО отметил, что на сегодня страны Альянса оказывают практическую поддержку Украине в повышении обороноспособности, в частности через Трастовые фонды, и главное, о чем договорились Украина и НАТО, — это достижение большей координации и слаженности между разными программами.

31 ОКТЯБРЯ 2019 Г. ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ НАТО ЕНСА СТОЛТЕНБЕРГА В ВЕРХОВНОЙ РАДЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Напомним, что сейчас сотрудничество Альянса с Украиной проходит в трех направлениях: в рамках годовой национальной программы (ГНП); в рамках комиссии Украина-НАТО — соответственно КУН; через комплексный пакет помощи.

Уже во время выступления в Верховной Раде Енс Столтенберг призвал Украину внедрить принятый в прошлом году закон о национальной безопасности, который предусматривает парламентский надзор над оборонными ведомствами и реформирование СБУ. «Этот новоизбранный парламент имеет историческую возможность изменить Украину к лучшему. Все вы уже сделали мощный рывок вперед. Я ожидаю внедрения принятого в прошлом году Закона о нацбезопасности с парламентским надзором над ведомствами безопасности и оборонными ведомствами, а также реформированием СБУ», — сказал генсек НАТО.

Учитывая российскую агрессию, Украина сегодня находится в сложных условиях. Вместе с тем, новая власть действительно имеет историческую возможность. Во-первых, визит Североатлантического совета НАТО во главе с генсеком Енсом Столтенбергом в Украину — это мощный сигнал поддержки нашей страны. Во-вторых, новая команда должна вынести уроки из ошибок прошлого и наращивать утраченные возможности. Поддержку и инструменты (власть) для этого украинский народ им предоставил.

СПРАВКА «Дня»

Еще до 2000 года у Украины было достаточно последовательное и содержательное сотрудничество с Альянсом. Вспомним, что наша страна принимала участие в программе «Партнерство ради мира» (ПЗМ), потом была «Хартия об особом партнерстве Украина — НАТО 1997 года», действовал Комитет Украина — НАТО (КУН), также происходило много разных встреч и рабочих контактов. Формировалась атмосфера доверия между Украиной и НАТО. Главой Государственной комиссии по сотрудничеству с НАТО в декабре 1999 года был назначен Секретарь СНБО Евгений Марчук. Дальше состоялось кардинальное изменение вектора от простого сотрудничества к узакониванию курса на вступление Украины в будущем в НАТО.

О намерении Украины вступить в Североатлантический альянс впервые на официальном уровне было заявлено 23 мая 2002 года на заседании Совета национальной безопасности и обороны страны. «В связи с изменениями ситуации в Европе последующее соблюдение Украиной политики внеблоковости — бесперспективное А в отдельных случаях и вредное», — заявил тогда Евгений Марчук. Ну и очень важно отметить позицию тогдашнего президента Леонида Кучмы, потому что через некоторое время она изменится: «Мы знаем, что внутри НАТО никто никогда не воевал. И я хочу, чтобы мы никогда не воевали — вот главная цель нашей политики. Это прагматичная цель. Это в интересах всех украинцев, потому что европейскую безопасность без Украины не построишь».

Уже в октябре 2002 года в Верховной Раде состоялись парламентские слушания относительно НАТО. В результате больших дискуссий было принято решение: «Определяющим фактором успешного продвижения Украины этим курсом является подготовка Украины к членству в НАТО согласно решению Совета национальной безопасности и обороны Украины от 23 мая 2002 года «О Стратегии Украины относительно Организации Североатлантического договора (НАТО) и соответствующего Указа Президента Украины от 8 июля 2002 года».

Намерения Украины относительно интеграции в структуры Североатлантического альянса подтвердил Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 года, который был принят конституционным большинством. Проголосовала тогда даже фракция «Партии регионов». В статье 8 Основных направлений государственной политики по вопросам национальной безопасности было провозглашено, что во внешнеполитической сфере Украина осуществляет активную международную политику с целью «... членства в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией, другими странами Содружества Независимых Государств, а также другими государствами мира».

Создавал основу, представлял, докладывал и отвечал на вопросы на всех этапах этого процесса Евгений Марчук. До лета 2003 года уже была создана вся необходимая правовая база для реализации этого курса. Но и это еще не все. Более конкретно намерения Украины относительно присоединения к НАТО были изложены в новой редакции «Военной доктрины Украины», которая была одобрена СНБО. Потом она была введена  указом президента 15 июня 2004 года. В II разделе «Военно-политические принципы Военной доктрины», в первом абзаце пункта 9-го «Условия обеспечения военной безопасности Украины» были изложены так: «Укрепление доверия между государствами, последовательное снижение угрозы использования военной силы, проведение политики евроатлантической интеграции, конечной целью которой является вступление в НАТО как основы общеевропейской системы безопасности».

Серьезная настроенность Украины на членство в Альянсе изменила отношение самого НАТО к нашей стране. На Пражском саммите организации был введен новый высший режим отношений Украины с НАТО — «План действий». «Это уже согласованный обеими сторонами не просто план сотрудничества, а ежегодный план внутренней трансформации Украины к стандартам НАТО и не только в военной сфере, но и реформирование судебной и правоохранительной систем, экономики, свободы слова, прав человека и другие, — пишет на своей странице в «Фейсбуке» Евгений Марчук. — В Украине была введена указом президента система государственных координаторов сотрудничества с НАТО на уровне заместителей министра. Удалось поднять уровень поддержки среди населения идеи вступления в НАТО до 32-33%. Появились новые общественные организации в поддержку этого курса. Весь процесс начал обретать нарастающий динамизм. НАТО также начал проявлять в этом активность. И тогда Россия начала волноваться и действовать».

Работа Кремля сразу проявилась. Уже летом  2004 года — после Стамбульского саммита НАТО — Леонид Кучма делает разворот на 180 градусов от Альянса. Когда стало понятно, что Украина очень близка к подписанию ПДЧ (Плану действий по членству в НАТО), и именно в это время Леонид Кучма на 1-2 дня вместе с Владимиром Путиным исчезли с поля зрения прессы где-то на Азовском море. Вернувшись, Кучма дает команду немедленно исключить из военной доктрины упомянутую формулу о сотрудничестве с НАТО... Дальше, придя к власти, команда Януковича изъяла эту формулу через парламент и из упомянутого Закона «Об основах национальной безопасности Украины».

Курс на евроатлантическую интеграцию Украины вернули, включив даже соответствующий пункт в Конституцию Украины, уже после Евромайдана.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать