«Акт не отчаяния, а силы»
По словам постпреда Украины при Совете Европы Дмитрия КУЛЕБЫ, международные игроки могут и должны сделать больше для освобождения Олега Сенцова и других украинских политзаключенных![](/sites/default/files/main/articles/16052018/1sencov3.jpg)
Пока Путин открывал керченский мост, таким образом, закрепляя оккупацию украинского полуострова, в это время в российском городке Лабытнанги крымчанин Олег Сенцов объявил бессрочную голодовку. В этих параллелях в очередной раз проявилась суть кремлевской власти, которая унаследовали «лучшие методы» имперских и советских времен.
Украинского кинорежиссера этапировали за Северный полярный круг после того, как российский суд по вымышленным обвинениям приговорил его к 20 годам колонии строго режима. Напомним, российские спецслужбы схватили Сенцова фактически сразу после оккупации полуострова в мае 2014 г., обвинив его в терроризме. Украинец не признал себя виновным, объявив о применяемых к нему пытках и назвав дело политическим и сфабрикованным.
«Олег Сенцов объявил бессрочную голодовку, единственным требованием которой он назвал освобождение 64 украинских политзаключенных в России, — написал у себя в ФБ российский журналист Антон Наумлюк. — Он готовился к ней полтора месяца, отказался от продуктовых передачек, магазина и ел совсем мало. Похудел, но приготовил организм к голодовке. Написал об этом заявление на имя начальника колонии и начал голодать с 14 мая. Его уговаривали прекратить, — руководство колонии, люди из Совета по правам человека при ФСИН, он ответил, что даже слышать об этом не хочет. «Если я умру перед чемпионатом или во время, будет резонанс в пользу других политзаключенных», — сказал он адвокату Дмитрий Динзе, который посетил его в Лабытнанги. Из колонии адвокат привез заявление от Сенцова.
«Я, Сенцов Олег, гражданин Украины, незаконно осужденный российским судом и находящийся в колонии города Лабытнанги, объявляю бессрочную голодовку с 14 мая 2018 года. Единственным условием ее прекращения является освобождение всех украинских политзаключенных, находящихся на территории РФ». И в конце на украинском языке: «Разом та до кінця! Слава Україні!».
Сенцова сразу после начала голодовки изолировали для безопасности, за ним наблюдает медик. Его предупредили, что если здоровье ухудшится критически, будут кормить принудительно, но пока речь идет лишь о медикоментозном кормлении. Претензий к колонии при этом у него нет.
В случае если его попытаются признать невменяемым (есть такая распространенная практика ФСИН борьбы с объявившими голодовку) и отправить в психиатрическую клинику, он напомнил, что в материалах его дела имеются результаты психолого-психиатрической экспертизы, согласно которым он полностью вменяемый.
Такие люди всегда появятся, при любой системе. Вот сейчас голодает Владимир Балух (находится в оккупированном Крыму, голодает уже два месяца. — Ред.). К нему периодически приходят с проверкой уполномоченный по правам человека и сотрудники прокуратуры. Прокуроров он шлет и отказывается с ними разговаривать. Он в камере под видеокамерами, оттого и частые обыски. Но не сдается, голодает, есть только сухари и кисель, от любой еды изолятора отказывается.
Голодал Руслан Зейтуллаев. Всерьез и перестал только после того, как стало невозможно исполнять намаз, который для него важнее, чем все остальное.
Теперь вот Олег. И надо его просто знать, если уж он уперся и говорит, что будет умирать, ну так и будет. Его, конечно, могут отправить в психиатрическую клинику, признать невменяемым, кормить принудительно, но все это пытки, и всем это понятно».
Да, но как высвободить украинских политзаключенных, в частности Олега Сенцова? Ведь даже во времена «холодной войны» были случаи, когда советских диссидентов освобождали. К примеру, писателя Владимира Буковского, которого СРСР обменял на генерального секретаря Компартии Чили Луиса Корвалана.
«Я призываю международное сообщество продолжать давление на Кремль, чтобы украинские политзаключенные как можно быстрее вернулись домой, к своим семьям, — отреагировал у себя в ФБ Президент Петр Порошенко. — Мы продолжаем бороться, и прилагаем все усилия для освобождения всех незаконно заключенных украинцев, которых держат на территории оккупированного Крыма, Донбасса и на территории РФ».
«17—18 мая в Дании состоится министерское заседание Совета Европы, — сообщил постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба. — Защита прав и освобождение наших заложников в России и на оккупированных территориях Крыма и Донбасса будет одной из ключевых тем во время встреч Павла Климкина на этом мероприятии». Комментируя же решение украинского политзаключенного Олега Сенцова, Кулеба отметил: «Акт не отчаяния, а силы». «Совет Европы и другие международные игроки могут и должны сделать больше. Мы не устанем настаивать на этом до тех пор, пока все наши политзаключенные не вернутся домой», — добавил постпред Украины.
В свою очередь, украинская власть должна не только требовать у Запада, но и проводить свою внутреннюю работу. Если Кремль задерживает украинцев на оккупированных территориях и сажает их в тюрьмы по надуманным обвинениями, то украинским правоохранителям ничего особо придумывать не надо. Представителей «пятой колонны» агрессора в Украине предостаточно, чему свидетельствует недавние обыски Службой безопасности Украины в киевском офисе российского пропагандистского ресурса РИА Новости-Украина и задержание его руководителя Кирилла Вышинского, которого обвиняют в государственной измене. Здесь правоохранители сработали хорошо, но этого явно недостаточно. К тому же, это не просто обеспечение безопасности страны, но и формирование так называемого «обменного фонда», который можно использовать для освобождения наших политзаключенных в России.
Выпуск газеты №:
№85, (2018)Section
Подробности