Александр ДОВТЯН: Надоело бояться!
Впрочем, Александра Сергеевича Довтяна, в прошлом одного из двух главных пиротехников города, в Харькове теперь знают как солидного бизнесмена, вдохнувшего новую жизнь в центральную гостиницу «Харьков», телерадиокомпанию «Симон», рестораны и кафе. Его трудами был восстановлен купол кафедрального Благовещенского собора, сгоревшего во время пожара. А это — один из символов города.
И вдруг преуспевающий бизнесмен занялся политикой. Он открыто поддержал кандидата в президенты Евгения Марчука. Руководимая им телерадиокомпания среди всех местных средств массовой информации наиболее полно рассказывает об этом политическом деятеле, его идеях, о встречах его с харьковчанами. Не выгоднее ли для бизнесмена было не высовываться? — таким был первый вопрос корреспондента «Дня» к Александру ДОВТЯНУ .
— Конечно, выгоднее. Но есть такое правило: прибыль превыше всего, а честь превыше прибыли. Только я не согласен с этим вашим «вдруг». Я Евгения Кирилловича знаю давно, испытываю к нему огромную симпатию, чувство доверия. И если бы кому-то удалось меня убедить, что Марчук не станет президентом, я бы все равно был с ним до конца. Да, это нормальное мужское чувство — отвращение к измене, просто неудобно говорить.
Кстати, выгода — это не просто нажива, не все можно мерить на деньги. Подумайте сами. Когда было тоталитарное государство, мы все голосовали единогласно. А потом нам объявили, что мы живем уже в демократической державе. Вот я и пробую так жить. И хочу, чтобы все так жили. Разве это не выгодно?
В тоталитарном государстве была страшная 58-летняя статья — измена Родине. Ее применяли даже за помыслы об измене. Не прошло и десяти лет, как снова начинается политическое давление на инакомыслящих. Существующая власть агитацию за другого кандидата считает если не изменой Родине, то признаком нелояльности. Только статьи применяются другие — например, укрытие доходов от налогообложения. Значит, ты — против страны. Елки-палки, я же не за марсиан борюсь. За нашего украинского гражданина, крупного государственного деятеля.
— Ну, симпатизировали бы, ну, голосовали бы за него. Ведь дружить можно со всеми...
— Я не изменяю старым друзьям потому, что появились новые, более выгодные. Хотя вы высказываете распространенное мнение, что бизнесмен должен быть лоялен именно существующей власти. После того, как одна газета написала, что я организовываю поддержку Евгения Марчука (и многое переврала о моей жизни вообще), со мной перестали общаться многие бизнесмены. Или звонят тайком, украдкой. Это унизительная зависимость человека от политики, врожденное чувство страха.
А людей — от существующей власти... Где-то я их понимаю, все они несвободны и выполняют указания руководства. После выборов президента будут выполнять уже указания нового руководства...
— Недавно на пресс-конференции вы объявили, что арестован счет телерадиокомпании «Симон», и сказали, что это — политическая акция.
— Я сказал «возможно, это политическая акция». Счет был арестовал следователем УБОП по совершенно пустяковому поводу: давным-давно «Симон» получил от компании «Быстрые деньги» радиопередатчик стоимостью в 3 тысячи гривен. Расплатился за него рекламой. УБОП раскручивает дело «Быстрых денег» и случайно вышло на нас. Вот следователь и поторопился. Но вскоре руководство управления милиции счет разблокировало, так что это было, вероятнее всего, излишнее служебное рвение работника милиции, желание отрапортовать о проделанной работе в борьбе с экономической преступностью. Президентские выборы на носу, а за делом следят сотни обманутых вкладчиков. Но при чем здесь радио? Передатчик — вот он, в наличии, акты по договорам закрыты. Я тогда никакого отношения к «Симону» и не имел, давно уволился. Занимаюсь только общественной работой. В данном случае не стоит говорить о политическом давлении. Но зная методы работы наших властей, я уже длительное время не подписываю никаких счетов. Это делает мой заместитель. И не зря. Компании, которые я учредил, сейчас буквально рвут на части разными проверками и ничего существенного не находят, но кто-то же этим руководит?
— После всего этого вы должны стать врагом государственной системы...
— Боже упаси! Я беспартийный, но по образу мышления — социал-демократ. А социал-демократия всегда опирается на государственность. До 31 октября мой Президент — Леонид Данилович Кучма, и никто другой. Просто я хочу, чтобы это государство меня уважало. У нас построено общество начальников и подчиненных. Вот с этим я не согласен. Какие начальники? Все чиновники — это нанятые обществом работники. И даже самый главный из них — Президент — живет на зарплату, которую обеспечиваем ему мы, налогоплательщики. Жаль, что она у него такая маленькая, хотя налогов с нас дерут очень много. Я хочу, чтобы он, садясь в свой президентский самолет, осознавал, что это и мой самолет, хоть на три копейки, но мой. Тогда у нас будет действительно демократическое общество.
Да, по натуре я бунтарь. В старое время меня три раза пытались исключить из партии за неправильные высказывания. Правда, до райкома дело не доходило. Партбилет я публично не выбрасывал, считал эту показуху недостойной мужчины. Ведь в партию насильно меня никто не тащил. Но высказывался. Так вот, если на выборах победит Марчук — а я в этом уверен, — я снова буду говорить о недостатках в демократическом устройстве, если такие останутся. Надеюсь, что он услышит.
Это не лозунги. Посмотрите на нашу компанию: мой компаньон — активист Партии зеленых, водитель — член КПУ, среди работников много членов Руха. Партийные убеждения — их личное дело во внерабочее время. На работе они — работники. Вот так должно быть и во всем обществе.
Мы хотим дать нашим зрителям возможность выбора между многими кандидатами. Недавно отправили письма всем претендентам с просьбой дать интервью нашему телевидению. Пусть высказываются.
— И Леониду Даниловичу?
— Да. Мы ему первому отправили письмо. Правда, я не уверен, что он откликнется, но другие кандидаты, думаю, согласие дадут. Это ведь Харьков, а его роль в выборах высока. По крайней мере Евгений Кириллович Марчук и Александр Александрович Мороз быть нашими гостями согласились. А также Кононов и Ткаченко.
— Александр Сергеевич, скажите откровенно, вы не боитесь результатов выборов? Реакции, которая может последовать в случае победы ныне действующего Президента?
— А, надоело бояться! Ну, отберут у меня все, что создал. Так мы и раньше богато не жили. Однако я не думаю, что в таком случае была бы сильная реакция. В конце концов, есть влиятельные международные институты, наблюдающие за демократическими процессами. Украина от них зависит.
Но я смотрю на будущее с оптимизмом. Президентом Украины будет Евгений Кириллович Марчук.
Выпуск газеты №:
№127, (1999)Section
Подробности