Александр МОРОЗОВ: «Ющенко должен стать активным участником выборов, и стесняться тут нечего»

Александр МОРОЗОВ — бывший народный депутат от блока «Наша Украина», а сейчас — руководитель «Ощадбанка», известен систематической критикой нынешнего премьер-министра в бытность ее участницей коалиции «Сила Народа». Сегодня риторика Морозова несколько смягчилась, но «положение» не мешает ему откровенно и с изрядной долей критичности высказываться не только о политических оппонентах, но также о тех, кого принято считать близким окружением Президента.
— Как вам работается на новой должности главы «Ощадбанка»?
— Полноценным его главой, по крайней мере, с юридической точки зрения, я еще не являюсь. Для этого следует получить одобрение Национального Банка, куда на утверждение подана моя кандидатура, избранная ранее на собрании Наблюдательного совета. Так что легитимность назначение приобретет только по «добру» НБУ, а пока я и документы-то не все, например, кредитные договора, имею право подписывать — визирую их как исполняющий обязанности.
— То есть вы не были совместителем?
— Нет. Регламентный комитет, правда, присылал мне «черную метку» с требованием сложить полномочия, но это только потому, что они не знали всех этих тонкостей. От мандата я отказался сразу же по факту вердикта НБУ, о чем честно написал в ответе господину Матвееву.
— Значит, вам, в прошлом — успешному бизнесмену, в финансовой деятельности все-таки куда комфортнее, чем в политике?
— А я этого и не скрывал никогда особо. Просто заниматься бизнесом в старой системе политических координат, не унижаясь в высоких кабинетах, было попросту невозможно. Желание изменить, поломать, хотя бы частично, сложившуюся систему, и стало предпосылкой моего прихода в команду Виктора Ющенко. Этим же обусловливался и профиль моей депутатской деятельности за минувшие три года. Так что, по большему счету, отказываться от мандата можно было еще в день инаугурации Ющенко.
— Какое наследство оставил Игорь Плужников?
— Усилиями моего предшественника Игоря Плужникова был сформирован прекрасный, по крайней мере на уровне правления, коллектив профессионалов. Конечно, я также попытаюсь усилить руководство данной структуры, ввести новые кадры, однако массовыми увольнениями это уж точно не обернется. Я вообще не сторонник люстрации, у меня на эту тему даже с Президентом дискуссия была. Да, большая часть топ-менеджеров страны назначена на должности прежней властью, но люди эти, как правило, исполняли свои обязанности профессионально, в политику не ввязывались. Что до наследства, то могу вас заверить: во время выборов ни в никаких коррупционно- фальсификационных схемах «Ощадбанк» задействован не был.
— Ранее вы активно критиковали Юлию Тимошенко. Ваша позиция неизменна до сих пор?
— Моя критичность перестала быть публичной. Одно дело — работать руководителем банка, принадлежащего правительству, и совсем другое — будучи народным депутатом, оценивать действия партнеров по коалиции. Дискуссии никуда не делись, просто стали более замкнутыми, «семейными» что ли…
— А кто продуцирует слухи о вероятности отставки премьера?
— Подобные прогнозы кажутся мне малореальными. Думаю, до весны 2006-го она доработает более-менее спокойно. Скорее всего, блок БЮТ с нашей партией возможен только в том случае, если Юлия Владимировна получит гарантии сохранения, точнее — вторичного назначения на нынешнюю свою должность уже после выборов. Их отсутствие чревато утратой ее мотивации для близкого партнерства.
— Может быть, для этого Ющенко и Тимошенко надо подписать очередной тайный договор, наподобие того, благодаря которому Юлия Владимировна и стала премьером и который вы же первым потом и раскритикуете?
— Кулуарные договоренности я всегда буду критиковать. Практиковать подобное, одновременно пропагандируя на митингах открытость, неправильно. С другой стороны — ничего зазорного в таких кадровых гарантиях, если только не скрывать их, нет.
— Они будут вдвоем договариваться, без участия Литвина?
— Думаю, да. Лично я гораздо больше верю в перспективы блока Ющенко—Тимошенко, чем в перспективы такого же союза, но уже с участием Народной партии Владимира Литвина. Рядовые члены НСНУ и БЮТ общий язык находят, в принципе, без труда, а вот диалога с «народниками», в силу специфичности кадрового состава партии, не получается. Бывает, люди между собой вовсе не здороваются. Нельзя же блокироваться, не учитывая нюансы собственной внутрипартийной ситуации, в частности — настроения активистов. Конечно, переговорный процесс будет непростым, но, думаю, политсилам Ющенко и Тимошенко, все- таки удастся достигнуть компромисс по поводу персонального состава предвыборного списка, что крайне сомнительно в случае распределения мест с учетом интереса еще и Литвина.
— А зачем тогда было каневские заявления делать?
— За заявлениями ничего не последовало. Декларировать намерения — не значит брать обязательства. Нам действительно нужно стремиться к единству, но именно стремиться, а не насаживать его «добровольно-принудительно», любой ценой. Задача Президента — формулировать глобальные задачи, наша — находить методы их воплощения. Однако нежелание, точнее, понимание нецелесообразности совместного участия в выборах, не делает нас политическими оппонентами. Несомненно, по ходу кампании мы будем друг друга поддерживать, но скреплять сотрудничество «блочным» договором вовсе необязательно. Гораздо важнее, полагаю, подумать о вариантах консолидации уже в составе будущего парламента.
— «За Единую Украину» тоже собиралась в Верховной Раде мега-фракцию создавать…
— Сейчас мы имеем качественно иную систему координат, которая называется не «Леонид Данилович Кучма», а «Виктор Андреевич Ющенко». Конечно, всем нам хотелось бы более стремительных перемен, и многое действительно уже изменилось, однако среда нашего обитания осталась прежней, и с этим нельзя не считаться. У нас, слава Богу, не 1917 й год, чтоб «разрушатьдо основания», засылать всех за Урал и только после этого начинать «с чистого листа». Оппоненты наши никуда не делись и действуют весьма активно.
— Тем не менее, НСНУ строят почти так же, как в свое время КПСС…
— Знаете, когда я на съезде сидел в Президиуме (чего, на самом деле, очень не люблю), то говорил, по сути, то же самое. Между собою мы даже шутили: какую партию не строишь, все равно получается КПСС. Взять хотя бы тот же президиум: зачем формировать его из двух рядов и нескольких десятков человек? По- моему, для нормального ведения мероприятия вполне достаточно и двух-трех фигурантов…
— Да, коммунисты тоже партячейки в органах власти создавали…
— Мы эту идею рассматривали на президиуме партии и я был ее активным сторонником. Люди в правительство делегированы, в том числе, и от нашей партии, их попытки консолидироваться естественны. Не вижу ничего негативного в том, чтобы отдельные задачи, сформулированные в президиуме партии, воплощались потом в постановлении Кабмина. У нас почему-то любое образование расценивают как попытку «дружить против кого- то», но это отнюдь не означает, будто одна половина Кабмина затеяла против другой подковерную борьбу. Напротив — задачей ставится повышение общей координации.
— Тем не менее, разделение прошло по ранее существующим «линиям раскола»…
— Противостояния в Кабмине, как такового, нет. Есть отдельные локальные конфликты, возникающие на почве профессиональной деятельности. Поверьте, у тех же Бессмертного и Томенко отличная коммуникация, так как они вместе прорабатывают условия блокирования НСНУ и БЮТ.
— Почему к предвыборному союзу под эгидой Президента не приглашен Кинах?
— Да потому, что партии у него как таковой нету. Да, наличия мощной профильной организации не признать нельзя, но вот партии на ее основе… Пусть уж Анатолий Кириллович не обижается.
— Виктор Ющенко отказался возглавить предвыборный список, кому же теперь достанется первенство?
— Чтобы в полной мере выполнить обязательства, которые В.Ющенко брал перед выборами, он должен стать активным участником предстоящей гонки, и стесняться тут нечего. А возглавить список, в случае, если он-таки будет единым, могла бы и Юлия Владимировна. Шансы есть также у Зинченко, Мартыненко, Порошенко, Бессмертного…
— В случае успеха НСНУ на парламентских выборах 2006- го года риск формирования единоличной президентской политической системы очень велик…
— Риск, безусловно, есть всегда. Единственное, что способно нас от этого уберечь — формирование настоящей оппозиции. Думаю, с такой ролью, попади она в парламент, вполне могла бы справиться «ПОРА» .
Выпуск газеты №:
№129, (2005)Section
Подробности