Александр ОМЕЛЬЧЕНКО: «Еще пять лет — и мы в Европе»
В любом государстве столица играет роль центра притяжения финансовых потоков, первоклассных специалистов и новейших политических веяний. Столицы, с одной стороны — катализаторы, с другой — зеркала своих государств. Они моделируют будущие изменения и отображают все проблемы и достижения страны. Особенно это справедливо для постсоветских стран.
О сегодняшнем дне и перспективах главного украинского мегаполиса — в интервью с киевским мэром Александром ОМЕЛЬЧЕНКО.
«Я — НАЦИОНАЛИСТ»
— Всем известны достижения Киева в развитии городской инфраструктуры и движении к европейскому качеству. В каких сферах, по вашему мнению, можно было бы ожидать лучших результатов?
— Я думаю, что киевляне по своим человеческим качествам, трудолюбию, талантам сегодня превосходят европейцев, единственное, может, чем мы еще не обзавелись — это гордостью за достижения Украины, что дало бы киевлянам возможность гордо говорить: я — националист, то есть, люблю Украину, люблю свою землю, люблю своих людей.
Если говорить о стандартах жизни, то, например, базовый уровень образования у нас самый высший, а вот медицина очень отстает. Слава Богу, что наши люди такие здоровые, а наши врачи такие умельцы, что «ножницами» и «топором» делают операции, которые за границей считаются уникальными. Экономическая ситуация остается сложнейшей: есть проблемы в промышленности, низки показатели производства продовольственных и непродовольственных товаров. Недавно я был в Москве и Санкт-Петербурге, и изменения, происходящие там, поражают: прирост в промышленности, прирост ВВП, а в этом году ожидают 19 млрд. долларов дополнительных поступлений в бюджет. Поэтому сегодня в Москве и в Питере хлеб дешевле, чем в российских регионах. И вообще, хлеб в России сегодня дешевле, чем в Украине, хотя такого еще не было в истории. Я веду к тому, что производство необходимо поднимать, иного выхода нет.
Сказать, что сегодня есть какие-то успехи за четыре месяца, и будут за полугодие, я не могу по одной причине: прирост производства за первый квартал по Украине — 3,5—4%. Но это не покрывает даже инфляционную часть! Поэтому, когда за прошлый год у Киева был прирост в промышленности 112,5%, я всем своим приказал, и никто нигде не щеголял этим показателем, потому что я его понимаю только как стабильность года, то есть, падение ликвидировано, но ускорения еще нет.
А вот уже в этом году за четыре месяца промышленность дала 132% объемов производства — это я уже могу признать как прирост. И мы чувствуем это по экономике, по налоговой системе, по рабочим местам. И если я вам пообещаю, что и по результатам года будет такой же прирост, то не вините меня, что я выиграю.
А относительно строительства в столице, то его масштабы, темпы и результаты, думаю, одни из наибольших в Европе. Сегодня каждая четвертая новопостроенная квартира в Украине — это киевская. Как, кстати, и каждая пятая гривня в бюджете Украины — также киевская. Относительно качества строительства, то такие объекты, как поликлиника на Мостицкой, станция метрополитена «Дорогожичи», центр трансплантации костного мозга, поликлиники в Харьковском районе, на Троещине — отвечают европейскому уровню. А в будущем году мы хотим ввести 1 млн. квадратных метров жилья.
Думаю, что через, по меньшей мере, 3 года, но не больше 5 лет, можно будет сказать, что Киев отвечает всем европейским стандартам.
«Я ХОЧУ ЗНАТЬ, ПОЧЕМУ ИЗ УКРАИНЫ ВЫВЕЗЛИ ХЛЕБ?»
— Ваше видение очень острой для Украины ситуации с хлебом. Киев долго держал цены на хлеб, даже пошли упреки, что город в привилегированном положении. Одесса, как известно, четыре раза уже поднимала цены на хлеб. И последние события показывают, что хлебная проблема задела столицу и будет оставаться острой...
— За прошлый год урожай зерновых был самым низким в послевоенные годы! Только 24 млн. тонн, включая кукурузу, просо, овес, ячмень. Может, такой неурожай повлиял... Может, и то, что позже на элеваторе потеряли 3 млн. тонн из-за понижения влажности.
Я несколько знаю сельское хозяйство, мое детство прошло в селе, и мне известно от родителей, что даже в военные годы Советский Союз не завозил зерно. И в 33-м году в Украине был голодомор не потому, что не было зерна, а потому, что его вывезли партийцы по заданию Сталина.
Так вот у меня возникает один вопрос: кто дал право и почему так вышло, что из Украины при таком неурожае только через сухопутную таможенную границу вывезли с сентября по декабрь прошлого года 3 млн. 200 тыс. тонн пшеницы? А ведь есть еще и водная таможенная граница — Одесса, Николаев, Херсон... А 3 млн. 200 тыс. тонн пшеницы — это как раз пшеница твердых сортов, ее достаточно на хлеб для всей Украины на целый год. И где вы видели простого мужика, хозяина, который во время неурожая вез бы зерно на ярмарку, чтобы продать, условно говоря, за гривню, чтобы через месяц ехать на ту же ярмарку и покупать то же зерно, но уже за три. А мы же с января действительно покупаем зерно втрое дороже, чем то, что продавали с сентября. Так о какой макроэкономике в Украине мы сегодня говорим... Знаете, чудес не бывает, и такой почерк типичен не только для агропромышленного комплекса, он очень похож на почерк и в промышленности, и в других сферах или отраслях.
С декабря прошлого года все регионы повысили цены на хлеб. Я держал цену январь, февраль, март, апрель, вплоть до 10 мая. Кто имел право сделать из городского головы трехмиллионной столицы заготовителя зерна?! С января я искал зерно — в Казахстане, в Турции, на Одесских баржах. 19 млн. грн проплачено за зерно. И у меня сегодня зерно есть, и не только на май, но и почти на весь июнь.
Но это не снимает проблему: нет сегодня в мире такого примера, чтобы государство сняло с себя ответственность за государственный заказ хлеба. Потому что хлеб — всему голова.
Этот вопрос может закончиться хуже всего для меня, потому что я освещаю все эти дела. А знаете, почему я? Потому что есть Житомир, есть Чернигов и есть Винница, где живут по 300 тысяч человек. И там есть губернаторы с винницкими, черниговскими, житомирскими полями, и есть мэры, и они вместе отвечают за хлеб. А в Киеве 3 миллиона жителей, но угодий в Киевской области, с учетом Чернобыля, меньше, чем в любой другой. И, кроме того, киевский губернатор от своего великого небесного недопонимания не понимает, что Киев — еще и столица Киевской области, потому что иной нет — не Белая же Церковь! Он только знает, что Киев столица, значит, забота о хлебе не его, а моя. Но ведь в Киеве аппарат губернатора — около 1000 человек — и все его люди пользуются всеми благами.
Я вам обещаю, что вы будете знать правду о зерне только по одной причине: я нашел единомышленника в лице председателя СБУ Леонида Деркача, который долго молчал, но недавно в интервью в «Киевских ведомостях» сказал, что хочет знать правду. Почему только так долго молчал? И последнее. Евгений Марчук мне лично звонил, еще до аварии, в которую он попал, и сказал: «Ты прав. Мы обязательно рассмотрим продовольственную программу».
Для примера: в Харькове сегодня хлеб стоит 1 грн. 65 коп., а у нас — 1 грн. 12 коп. И то меня мучит совесть.
И все-таки, я хочу знать правду: почему вывезли 3 млн. 200 тыс. тонн зерна?
«ЦЕРКВИ НЕ ПОЛУЧАТ КЛЮЧЕЙ ОТ РЕСТАВРИРОВАННЫХ ХРАМОВ»
— Хотелось бы прояснить несколько вопросов, связанных с нашей церковной жизнью. Сейчас Украинская автокефальная православная церковь обвиняет одного из ваших подчиненных, господина Андрея Ткачука, председателя Управления по делам религии, в том, что он нарушает действующее законодательство и позволяет себе предубежденное отношение к тем или иным церквям. Кстати, наша газета получала письма приблизительно в таком же ключе, поэтому интересно было бы знать ваше мнение относительно этой проблемы. Второй вопрос касается той же УАПЦ — она единственная из православных церквей не имеет кафедрального храма в столице. Как вы относитесь к вопросу передачи Андреевской церкви автокефалам? И третий вопрос — еще раз рассказать о том, в чью собственность отойдут отстроенные Святомихайловский монастырь и Успенский храм Лавры. Есть ли окончательное распределение между Киевским и Московским патриархатами?
— Первое. Я только недавно узнал о претензиях к Ткачуку, кстати, из газет. Ко мне никаких обращений не было, хоть я встречаюсь с представителями всех конфессий. Что касается этой проблемы, замы получили поручение разобраться, а пока не могу высказать свое мнение. Я думаю, что проблема скорее может быть решена с введением нового храма, хотя по разным причинам участок земли на левом берегу до сих пор не выделен. Я согласен с вами, что у УАПЦ нет средств для строительства, но это беда также и других конфессий: благотворители все не появляются, а прихожане бедные.
Относительно Андреевской церкви, на которую претендует УАПЦ, то она, согласно решению, принятому еще в советские времена, входит в состав Софиевского национального музея. И Андреевская церковь не может без Софии, а тем более с Софией, поменять форму собственности, или быть предоставлена кому-то в аренду. У города нет права распоряжаться этой церковью. Кстати, Софиевский заповедник находится сейчас не в лучшем состоянии. Я уже три года веду переписку с премьерами — дайте мне в управление на 3-5 лет (подчеркиваю, не в собственность) для того, чтобы я отремонтировал, отреставрировал Святую Софию, так как заповедник не может этого сделать. А ответ один — невозможно.
Когда Виктор Андреевич Ющенко посещал Софию, ему задали множество вопросов о состоянии заповедника, весьма непростых вопросов. Он сказал, что можно наводить порядок с помощью студенческих «субботников». Но ведь не такие вопросы задавались! Вопросы заключались в том, чтобы спасти Софию, так как у нее много больших проблем. Писал я и Президенту о том, чтобы мне предоставили некоторые полномочия... До сих пор дело не сдвинулось.
Статус Михайловского храма будет определять еще не созданная государственная комиссия. Освящение храма Киевским патриархатом не исключает возможности для духовенства других православных церквей отправлять там службу. Возможно, поочередно. Однако этот храм, как и Святоуспенский, не будет являться собственностью какой-либо церкви. Средства на реставрацию поступали из государственного бюджета и из бюджета столицы. Если бы восстановление было сделано за счет патриарха Филарета или его прихожан, или же зарубежных инвесторов, тогда было бы по-другому. А получилось так, что украинская диаспора собрала средств не более чем на один колокол. То же самое с УПЦ Московского патриархата. Поэтому и Успенский, и Михайловский храмы останутся собственностью государства, будут охраняться как музейные памятники.
Что касается взаимных претензий Киевского и Московского патриархатов, то хочу напомнить, что 9-10 лет назад не мы с вами, а представители этих церквей (с ними также советовались Кравчук и Плющ) территориально разделили киевские храмы. Владимирский собор — патриарху Филарету, а Успенский — митрополиту Владимиру Сабодану. То же касается Михайловского монастыря и церквей Подола — Ильинской и Покровской. А по Украине они делили по принципу — у кого где больше влияния. Повторяю, не мы с вами это сделали.
Но мы с вами их объединим, я в это верю. Придем к тому, что у нас будет единая церковь. Без единой высшей духовности мы не можем говорить о нашем национальном достоинстве и о нашем будущем. И поэтому в День девятой годовщины независимости Украины будет передан под отделку интерьера Успенский собор, чтобы в следующем году 28 августа в праздник Успения можно было его освятить. Это будет в канун 950-летия собора. Но это не значит, что мы выдадим УПЦ МП на руки ключи.
— Еще один вопрос: не поднимается ли проблема перезахоронения патриарха Владимира?
— В последнее время люди церкви говорят: может быть случившееся и есть лучшее решение — захоронение в святом месте, перед входом в Святую Софию. Конечно, если бы мы должным образом не навели порядок на могиле, было бы другое дело. К тому же, перезахоронение делается только при условии согласия родственников.
ПАРТИЗАНСКАЯ ТАКТИКА В БЮДЖЕТНОЙ ВОЙНЕ: «БОМБЛЮ ВРАГА» НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ
— Вы говорили, что максимум пять лет спустя Киев можно будет назвать европейским городом. Но ведь для этого требуется решить не только очень многие проблемы, но и вложить огромные средства. Где их взять? За счет чего будет развиваться город — за счет государства, инвесторов, развития частного бизнеса?
— В Киеве остается только половина средств, заработанных киевлянами. Испокон веков, даже в независимой Украине, вторую половину отбирает государство. Безо всяческих оснований. Причина? Дело в том, что не работает сегодня закон о местном самоуправлении, согласно которому бюджет должен формироваться снизу вверх, а не наоборот — сверху вниз, чтобы потом вручную руководить Украиной.
После того, как был принят закон о городе Киеве как столице, столичный бюджет, утвержденный Киевсоветом, начал иметь первичное значение. Мы приняли бюджет 26 декабря 1999 года. Верховная Рада не сумела принять государственный бюджет в декабре, приняла только 17 февраля. И, нарушая Конституцию, утвердила такие цифры, как сама того хотела, а не такие, как решил Киевсовет. Мы не согласились с тем, что нам серьезно урезали городской бюджет. И вот уже скоро полгода, как я отстаиваю право города жить по закону. На меня новый премьер-министр Ющенко написал жалобу Президенту. А министр финансов Митюков — Генеральному прокурору. Дескать, городской голова в первом квартале нарушает законный бюджет и не перечисляет деньги. Так Генеральный прокурор разобрался и ответил Митюкову, что городской голова выполняет Конституцию, ибо его бюджет первичен, в соответствии с законом о Киеве, и документы все имеются.
Таким образом, Верховная Рада и правительство нарушили закон и Конституцию в отношении Киева. И не потому, что они не знали, что нельзя нарушать, а — сознательно.
— Значит, можно добиваться правды?
— Можно. Три раза бюджетный комитет Верховной Рады признавал, что 225 миллионов, которые у нас забрали, — это киевские деньги, а правительство опротестовывает, выносит на Верховную Раду. Голосов то хватало, то не хватало, а потом, махнули-голоснули и 225 миллионов оставили себе в централизованном бюджете. Это не ограбление, ограбление — это если ты приходишь домой, а тебя обворовали, и ты не знаешь, кто и когда. А вот если на тебя напали открыто — это разбой.
Эти самые более 200 миллионов, а за пять лет это уже был бы миллиард, хватало бы не только на то, что мы хотели сделать для города. Я вам откровенно говорю, что можно было бы пять лет спустя подавать заявку на проведение в Киеве в 2008 году летней или зимней Олимпиады. Все было бы: стадионы, транспорт, улицы, связь, гостиницы, туризм. Таковой масштаб имеется. И это реальные деньги. В прошлом году 180 миллионов, в этом году 225 миллионов забрали в государственный бюджет. Посчитайте: за два года — с тех пор как работает Закон о Киеве — 400 миллионов забрано у города незаконно.
— И где же выход?
— Если я только не решу это вопрос до 1 июля, подам на правительство и Верховную Раду в Конституционный суд. Я же полгода действую, как партизан, т.е. правильно действую: бомблю врага на своей территории. И я уже знаю ответ: городской голова прав, поскольку никто не в праве переделывать бюджет города, если он принят по Закону.
А знаете, как мне объясняют, почему они у Киева отбирают средства? А мы, говорят, должны Международному валютному фонду. А я говорю: а я не брал эти средства; разве вы не знаете, что у Киева долгов нет? Вы брали, так куда дели? Молчат.
Это я рассказываю вам о моих отношениях с министрами. Вы должны меня понять. Все дается в борьбе. Я спрашиваю всех два месяца: почему не исполняется проголосованное Верховной Радой положение о минимальной пенсии в 118 грн.? Киев был готов еще с 1 января платить минимальную пенсию 118 грн. На многие вопросы нет ответов.
— А у Киева действительно нет долгов?
— 6 июня будет четыре года, как я руковожу городом: на три года назначался Президентом и год, как избран киевлянами. И не было долгов, и не брал. Вы думаете, не приходили инвесторы, банкиры, не было писем правительства? Все было, и встреч — десятки. Но вот условия... Начинаешь торговаться с 12% годовых. Начинают рассказывать о своих законах мирового уровня — 14,8%. Заканчивается 17% годовых. А отдавать кто будет?
...Все страны, имевшие дело с МВФ, закончили полной катастрофой, дефолтом экономики. Россия это поняла раньше нас, в прошлом году. И поставила условия валютному фонду: давайте нам деньги, но куда мы будем их девать, это дело наше. Не доверяете нам — не надо. Валютный фонд так говорит Украине: вы коррумпированы, мафиозны, поэтому мы вам даем деньги, но купите за наши деньги у нас то, что нам не нужно и вам не нужно, но вы купите, потому как деньги наши. Такова формула. Это разве можно себя считать нормальными, имея с ними дело на таких условиях в последние 4-5 лет. Это просто неуважение к себе и к народу. Такова моя оценка.
Мы с вами еще увидим: если в 10-15 числах июня МВФ не продолжит финансировать программы, так это значит, что они убедились — наш банк, мягко говоря, украл 200 миллионов. Я думаю, что в таких случаях во всех цивилизованных странах мира не нужно дожидаться, чтобы у народа окончилось терпение...
ЧЕРЕЗ СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ — К СИЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ
— Как вы считаете, при каких условиях и полномочиях создание второй палаты парламента предоставит городу рычаги, чтобы, к примеру, у вас, как у мэра города, была бы возможность влиять хотя бы на бюджетную политику.
— Сегодня имеются различные примеры, как живут страны с двухпалатными парламентами. Япония, например, живет и здравствует. Россия — так себе, полуживет, полуздравствует. Мое мнение следующее: там, где структурно стабильное общество и где в парламенте и в правительстве волю народа представляют одна, две, три сильные партии или коалиция, там достаточно было бы и одной палаты.
Учитывая, что у нас, я так вижу, более чем на десять лет сохранится многопартийность, нужен и у нас двухпалатный парламент. Хорошо, что Президент создал комиссию, призванную нарабатывать базис таких изменений. Следовательно, они не будут вводиться впопыхах. Как формировать? В прошлом году я читал в документах, что могут быть и назначенные губернаторы, и председатели областных советов, выбранные депутатами, и городские головы в городах, выбранные всем населением. Такой винегрет не может считаться той палатой, которой доверяется защита местного и регионального самоуправления.
В чем же смысл второй палаты? Сильные регионы — сильное и богатое государство. Политика, проводящася в Украине, не может привести к экономически сильному государству. А если оно экономически слабо, то оно еще в большей зависимости, нежели колониальное. Только через регионы надо строить политику экономическую и финансовую, начиная с местного самоуправления, от низов к верхам. Посему позиция моя следующая: обдуманно изучить, какую форму принять, сколько должно быть депутатов во второй палате. И уже в Конституции должно быть отмечено, что палата регионов имеет право вето на решение нижней палаты.
— Вы считаете, сенаторы должны избираться или назначаться?
— Только избираться. Если в нее будут входить губернаторы, назначаемые Президентом, тогда почему бы и не министры? Какая разница между ними? Если это региональная палата, то в ней должны быть только те, кого выбрал народ. Вот, какой я, такой и средний киевлянин. Придет время, и средний киевлянин скажет, что такой городской голова, как я, ему не нужен.
Как можно формировать палату не на избирательной системе? Другое дело, что часть из них может работать не на постоянной основе, так как они городские головы или избранные населением областные губернаторы. Кто тогда? Вице-губернатор, вице-мэр. Потому как вот на мэра нужно идти вдвоем. Так как в России — на мэра и вице-мэра. Тогда вице-мэр может на постоянной работать во второй палате, а мэр наездом.
«ГУБЕРНАТОРЫ МНЕ ЗАВИДУЮТ...»
— В России есть определенные противоречия: Москва кажется многим россиянам несправедливо богатой, иногда упрекают, что там оседает львиная доля средств. Получается так, будто Россия проводит протекционистскую политику по отношению к столице. А как в Украине? Как бы вы сравнили место Москвы в России и Киева в Украине?
— Киев сегодня имеет права ни больше, ни меньше, чем любой областной центр. Другое дело, что областные центры имеют худшие показатели в работе по промышленному, экономическому потенциалу. Но в отношении структуры формирования бюджета, Киев имеет равные условия с Житомиром, Винницей, Львовом. А Москва кроме того, что использует свое право как столицы, использует и свое право как субъекта федерации. Москва имеет свое правительство. И решения Думы Москвы не подлежат ни подтверждению, ни пересмотру Думой России.
Право субъекта федерации действительно делает Москву в два раза экономически, финансово более обеспеченной, чем, скажем, Владимир, Тула, Питер. И регионы там обижены. А наши регионы: у них есть ко мне немножко зависти, но не по злобе, а шутя, ты, мол, там живешь и здравствуеш, ибо ты рядом с Президентом.
Вот например, едет Президент в какой-то регион, так туда звонят по телефону из администрации и предупреждают, чтобы не опозориться перед Президентом: там подкрасили, там подасфальтировали и сохранили главу администрации. Я сегодня убежден, если бы Президент вылетел без предупреждения в любой регион, то нашлось бы за что снять губернатора. А у меня Президент ездит по городу без предупреждений администрации...
— Такая близость к власти — преимущество или проблема?
— Для моего здоровья — это недостаток, ибо нельзя расслабляться. А для всех других киевлян — это преимущество. Знаете, что говорят губернаторы, я же со всеми в прекрасных отношениях: «Сан Саныч, теперь две недели отдыхаем. — Почему? — Президента приняли на два дня. Встретили с хлебом-солью, в гостиницу поселили, поухаживали, так устали за три дня, сил нет. А полетел, то хоть по-человечески отдохнем». Я с вами откровенен, потому что раньше меня никто в Киеве на работу не приезжает и позже не отъезжает. Я не хвастаюсь. Это страрая директорская привычка.
ДЛЯ МОИХ ПЛАНОВ НЕ ХВАТАЕТ ОДНОГО ГОДА
— Александр Александрович, может немного коснемся проблем экологии. Мы хотели, чтобы вы рассказали об основных направлениях экологической политики в Киеве, в частности, о проблеме питьевой воды, проблеме утилизации отходов, в частности, мусоросжигающем заводе, который отравляет природную среду, проблеме Пирогово, которая до сих пор, насколько известно, не решена.
— Состояние Днепра и Десны хорошее, наша очищенная вода отвечает всем нормативным актам, кроме того, она лучшая, чем во всех других городах на побережье Днепра. Однако это не значит, что она лучше, чем в Париже, Лондоне или в Хельсинки. Например, в Париже воду из-под крана дают для питья даже в дорогом ресторане.
И то, что мы начали строить бюветы с артезианской водой, у нас другого выхода не было. Поверьте, я работал и с Патоном, и с директорами института химии воды, и сам кое-что изучал, и пришел к этому выводу. Если когда- то ему дадут негативную оценку, то виновным буду один я, ибо это решение было принято мной.
Пока будут очереди, пока люди просят, чтобы было поближе к дому, мы будем продолжать строить артезианские колодцы. А через 10 лет, когда все станут богатыми, и смогут воду покупать, мы бюветы закроем. А не дай Бог какое-то природное бедствие — у киевлян будет вода.
Теперь по мусору: первое, ставим еще одну установку на 12 миллионов гривен в Обухове, и за 4 года обеспечим идеальную чистоту. А что касается Пирогово, то в конце этого года 168 семей получат квартиры.
Мусоросжигающий завод, что в Киеве на берегу озера Вирлица, переделаем на завод подготовки мусора, сжигать не будем, так как идет самый вредный дым. Сегодня у нас есть проект договора с австрийцами на 200 млн. долларов. Неделю назад я был в Вене, и думаю, что мы в июне подпишем соглашение об этом. В Вене в центре стоит мусоросжигающий завод и архитекторы так разрисовали фасад, что тот, кто проезжает никогда не подумает, что здесь сжигают мусор. А вытяжной трубы не видно, архитектор на нее посадил медный шар, а на крыше посадил деревья. Это архитектурное украшение города. И если мы с австрийцами подпишем контракт, то, даст Бог, мы за 3-4 года построим такой комплекс в Киеве.
— Кстати, что касается архитектурных украшений. Удовлетворены ли вы тем, как в этом плане развивается Киев, который всегда был городом парков, а, например, сейчас площадь Софийская похожа немного на Сенатскую из-за тех цепей вокруг памятника Богдану...
— Я могу сказать таким образом: там где два архитектора, там три мысли, а там где три архитектора, там еще больше мыслей; ибо он уже как уперся, то его побороть невозможно. Именно поэтому во всем мире существуют архитектурные советы. Я не доволен тем, что «посадили» цепи на Софийской и на Михайловской площадях, но это решал художественный и архитектурный совет, которые голосовали большинством. Я воюю с ними тоже, ведь я же не врач, не ученый, и в своей жизни за 40 лет я кое-что построил. Я сторонник того, чтобы древнюю, историческую архитектурную часть города сохранить. И не все, что проводится через решения архитектурного совета мне нравится: и на углу Пушкинской и бульваре Шевченко, и не очень мне нравится то, что на Красноармейской. А то, что сделали на Садовой с Верховной Радой, то я довел это до сведения Президента, хотя и нажил себе врагов... Новые массивы, вы видите, мы сегодня меняем. То есть идет улучшение. Но удовлетворения, по-видимому, не может быть, потому что мы так устроены: хочется, чтобы было все лучше и лучше.
Например, сейчас универмаг «Украина» поставлен на капитальный ремонт; гостиница «Лыбидь» уже дала свои предложения; переделаем немного цирк. Но то, что «посажено» на площади Победы, как его снять? Для того, чтобы сегодня была историческая площадь Победы, не надо было 40 лет назад строить цирк, гостиницу «Лыбидь» и универмаг «Украина», и оставить тот еврейский базар. Тогда это была бы действительно площадь.
— Александр Александрович, у нас недавно был новый посол Израиля и она сказала, что ее удивляет, что такой красивый город, как Киев, не включен в европейский туристический пакет. Есть ли эти планы?
— Есть. Для этого нужно 3-4 гостиницы пятизвездочных и мы это с вами сделаем. Мы будем иметь «Лейпциг» в этом году, гостиницу «Театральная» и гостиницу «Святая София» в конце следующего года, и с июня собственными силами приступаем к Бессарабке. Мы не можем больше ждать. За 2,5 года сделаем Бессарабку. Плюс то, что мы должны сделать в городе: дороги, связь, парковые зоны. Думаю, что через три года туризм будет одним из основных пополнителей бюджета.
Для осуществления всех моих планов не хватает одного года. Когда ВР принимала закон о Киеве, закон о выборах городского головы, они прибавили, не голосуя, что я избираюсь на срок, который завершается вместе с депутатами всех уровней. Фактически я буду три года городским головой, хотя по закону должен бы избираться на четыре года. То есть год у меня украли. А если бы он у меня был, то я еще успел бы перенести милицию, суд и пожарных с Софийской и Михайловской площадей. Вот это стала бы настоящая, историческая площадь! Ну, если не я, то кто-то другой будет это делать.
ФУТБОЛЬНЫЕ ПЛАНЫ — НЕ «В ПИКУ»?
— Какой ваш прогноз на матч Украина — Англия.
— Если англичане отнесутся серьезно и пришлют основной состав команды, то, конечно, сегодня если сравнивать футбол английской национальной сборной с нашей — есть разница в классе. Поэтому нужно серьезно бороться. Если у меня будет возможность создать киевскую команду, а наработки есть, скажем, называлась бы она «Арсенал» или «Авангард», то мы бы это сделали. И не в пику, как кое-кто говорит, а ради будущего национального футбола.
Выпуск газеты №:
№94, (2000)Section
Подробности