Антитеррор
нуждается в новом правовом обеспеченииПосле событий сентября 2001 года в США и октября 2002 года в Москве вряд ли стоит приводить аргументы в пользу того, что в современном мире терроризм является едва ли не самым большим злом, борьба с которым становится задачей №1 для всего мирового сообщества. По определению Генерального секретаря ООН К. Аннана, «терроризм — это глобальная угроза с глобальными последствиями, который по своему характеру является вызовом фундаментальным принципам права, порядка, прав человека и мирного урегулирования споров, которые лежат в основе образования ООН. Поэтому борьба с терроризмом отвечает интересам не только государств и межправительственных учреждений, но и гражданского населения на местном, национальном и глобальном уровнях».
Только в 2002 году эти вопросы 14 раз рассматривались Советом Безопасности ООН и было принято 4 соответствующих резолюции, заявления и обращения. В центре внимания были вопросы выполнения Резолюции Совета Безопасности ООН № 1373 от 28 сентября 2001 года, которая обязывает государства-члены Организации принять конкретные и исчерпывающие меры по борьбе с терроризмом.
Эти меры, прежде всего, касаются предупреждения и прекращения финансирования террористических актов, воздержания от любых форм поддержки организациям или лицам, причастным к террористическим актам, в том числе обеспечения условий для того, чтобы «исполнители и организаторы террористических актов и их пособники не злоупотребляли статусом беженца и чтобы ссылки на политические мотивы не признавались в качестве оснований для отклонения ходатайств о выдаче подозреваемых в совершении актов терроризма лиц»; активизации и ускорения обмена оперативной информацией по вопросам борьбы с терроризмом. Подчеркивается также настоятельная необходимость усиления международной координации в борьбе с международной организованной преступностью, незаконным обращением наркотиков и оружия, ядерных, химических и биологических материалов.
Рабочая группа СБ ООН по разработке политики ООН в отношении терроризма ныне разрабатывает соответствующий международный план действий. В его основе лежит аналитическая проработка Рабочей группой более 200 докладов стран-членов ООН по выполнению Резолюции СБ № 1373 (2001), которые стали поступать в Контртеррористический комитет Совета Безопасности в декабре 2001 года. По моему мнению, всем, кто пишет на темы борьбы с терроризмом стоило бы более подробно ознакомиться как с национальными докладами, так и докладом Рабочей группы. Они содержатся на Веб-странице ООН по адресу htt://www.un.org. В этих документах значительное место отводится вопросам усовершенствования законодательства по борьбе с терроризмом на национальном и международном уровнях.
В этом контексте целесообразно познакомиться со сжатой характеристикой украинского законодательства и деятельности Службы безопасности и других компетентных государственных органов Украины в сфере борьбы с терроризмом. Напомню, что международное сообщество высоко оценило шаги Президента Украины Леонида Кучмы по участию нашего государства в антитеррористической операции после событий 11 сентября 2001 года в США. В своем письме от 1З сентября 2002 года президент США выразил благодарность Президенту и народу Украины за вклад в кампанию, направленную на освобождение мира от терроризма. Оценкой последовательной политики нашего государства в этом вопросе являются также заявления ряда высокопоставленных должностных лиц, в частности, Генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона.
Это стало возможным и вследствие вклада работников Службы безопасности и наших коллег из других правоохранительных органов Украины в борьбу с терроризмом. Не буду давать собственные оценки, а сошлюсь на интервью посла США в Украине господина Карлоса Паскуаля от 13 сентября 2002 года газете «Факты»: «Мы ценим то, что Украина открыла свое воздушное пространство для гуманитарных самолетов, которые направлялись в Афганистан. Вы приняли меры к ликвидации финансовых сетей, которые могут содействовать распространению терроризма. Украина также предоставила ценную информацию, которая позволит предупреждать террористические акты в будущем».
Действующее украинское законодательство квалифицирует терроризм как преступление против человечества и угрозу международному миру. Оно базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Украины, Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах, Законах Украины «О Службе безопасности Украины», «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и других законодательных актах, а также международных договорах, ратифицированных Украиной.
Задачи предупреждения, обнаружения, прекращения и раскрытия преступлений против мира и безопасности человечества, а также терроризма отнесены непосредственно к прямой компетенции Службы безопасности Украины (ст. 2 Закона «О Службе безопасности Украины» от 25 марта 1992 года). С целью выполнения этой задачи в структуре Службы безопасности Украины созданы специализированные подразделения в соответствии с решениями Президента Украины.
Уголовный кодекс Украины (ст. 258) квалифицирует терроризм как одно из наиболее тяжких преступлений и предусматривает строгую ответственность за совершение актов терроризма включительно до высшего, предусмотренного действующим законодательством, наказания — пожизненного лишения свободы. 258 статья Уголовного кодекса Украины предусматривает также наказание за материальное, организационное или другое содействие терроризму.
Антитеррористическую направленность имеют и такие статьи Уголовного кодекса, как 112 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), 147 (Захват заложников»), 257 («Бандитизм»), 260 («Создание не предусмотренных законом военизированных формирований»), 261 («Нападение на объекты, на которых есть вещи, составляющие повышенную угрозу для окружения»), 278 («Угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна»).
Украиной ратифицированы такие основные документы ООН, как Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 1994 года с дополнениями от 1996 года и другие, а также региональные соглашения, в частности, Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом между государствами-членами СНГ от 1999 года и другие.
Независимая Украина не почувствовала на себе актов терроризма в чистом, так сказать, виде, несмотря на приближенность к ее территории зон вооруженных конфликтов, сложную этнополитическую ситуацию в ряде регионов государства в начале 90-х годов. Абсолютно можно согласиться с мнением Секретаря СНБО Украины Евгения Марчука о том, что «Нам удалось, всем политикам, всем гражданам Украины, за 11 лет выйти из Советского Союза таким образом, чтобы не породить серьезных драматических конфликтов с соседями». В то же время замечу, что Службой безопасности во взаимодействии с другими правоохранительными органами за последние 10 лет разоблачено и прекращено почти 800 противоправных деяний со стороны лиц, которые угрожали или же проявляли насильственные действия по признакам терроризма.
С учетом новых реалий, вызванных событиями 11 сентября 2001 года, разработан новый проект Закона «О борьбе с терроризмом», который Президент Украины Леонид Кучма недавно внес на рассмотрение Верховной Рады как неотложный для внеочередного рассмотрения. Этот закон должен органически сочетать все перечисленные выше составляющие украинского права и стать базовым актом законодательства, который будет регулировать правоотношения в сфере противодействия терроризму в Украине, что отвечает практике большинства европейских государств.
Хочу обратить внимание на некоторые принципиальные положения этого законопроекта. Он имеет выразительно превентивный характер, придавая важное значение обнаружению и устранению причин и условий террористической деятельности, что вообще должно стать стратегической целью усилий международного сообщества в противодействии терроризму.
Именно это подчеркивал Президент Украины Леонид Кучма в своем выступлении в ноябре 2001 года в Варшаве на Международной конференции по борьбе с терроризмом. Среди мероприятий, которые будут содействовать устранению причин террористической деятельности, он, в частности, назвал активизацию дискуссии среди международного сообщества вокруг вопросов мирового развития и диалога между цивилизациями. Аналогичной точки зрения придерживается и Российская Федерация, которая в своем национальном докладе Контртеррористическому комитету СБ ООН от 27 декабря 2001 года также сосредотачивала на этом внимание.
Как известно, Варшавской конференцией был принят План действий по совместной борьбе с терроризмом. Украинское правительство по поручению Президента Украины Леонида Кучмы, в декабре 2001 года утвердило национальную Программу реализации положений Варшавской конференции. Эта программа, в частности, предусматривает углубление международного сотрудничества, активизацию обмена информацией, в том числе по вопросам усовершенствования законодательства и приведения его в соответствие с нормами международного права, документами ЕС и СБ ООН. Значительное внимание Программа уделяет вопросам усовершенствования структуры, кадрового, материально-технического обеспечения антитеррористической деятельности спецслужб и правоохранительных органов Украины.
Законопроект «О борьбе с терроризмом» базируется на одном из фундаментальных принципов права — соблюдении прав и свобод человека. В этом контексте акцентирую внимание на словах из обращения Генерального секретаря ООН Кофи Аннана в Совет безопасности ООН от 18 января 2002 года — «нам нужны бдительность в предотвращении террористических актов и твердость в их осуждении И наказании, однако при этом никоим образом мы не должны уступать другие ключевые приоритеты, такие, как права человека».
Проект закона конкретизирует организационные основы борьбы с терроризмом, прежде всего — полномочия и компетенцию соответствующих государственных органов, структуру и задачи их национального координатора — антитеррористического центра. Сейчас антитеррористический центр при Службе безопасности Украины действует на основании Указа Президента Украины от 11 декабря 1998 года. С информацией о его деятельности можно ознакомиться на Веб-странице Службы безопасности Украины по адресу — htt://www.sbu.gov.ua. В соответствии с этим Указом антитеррористический центр вместе с МИД Украины полномочны в вопросах организации взаимодействия и связи с иностранными и международными антитеррористическими организациями.
Законопроект «О борьбе с терроризмом» четко определяет перечень противоправных видов деятельности, которые содействуют терроризму. К ним отнесены финансирование и оказание других форм экономической, информационной, человеческой, организационной и других форм помощи террористам, использование с этой целью территории Украины и тому подобное. Эти определения отвечают требованиям Резолюции СБ ООН 1373(2001).
Пункт 1а этой резолюции особое внимание обращает на требование предупреждения и прекращения финансирования террористической деятельности. Хорошо известно, что финансовую основу террористических организаций составляют так называемые «грязные деньги», полученные от наркоторговли, незаконной продажи оружия и тому подобное. По оценкам Совета Европы, Украина последовательно наращивает усилия в борьбе с «грязными деньгами». Так, в частности, считает представитель отдела экономической преступности Управления по уголовным вопросам правового директората Совета Европы Александр Сегер, который недавно посещал Украину.
Важно значение для активизации борьбы с грязными средствами имело нормативно- правовое введение в 2001 году в Украине требований FATF. Мы уверены, что на национальном уровне соответствующая система усилится после принятия Верховной Радой Украины Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем».
В противодействие международному наркобизнесу — одному из факторов, который, по определению Совета безопасности ООН, тесно связан с терроризмом, Служба безопасности Украины осуществляет сотрудничество с правоохранительными органами и спецслужбами почти 50 стран. В результате только одной из совместных операций в 2002 году ликвидировано 25 каналов поставки наркотиков в Европу и Северную Америку.
Последние акты терроризма убеждают нас в том, что ряд террористических организаций независимо от национальных территорий, можно считать специфическими субъектами международных отношений, деятельность которых является противоправной с точки зрения международно-правовых норм и несет угрозу международному миру и безопасности. Возможно, следует изучить вопрос о целесообразности принятия на уровне ООН документа, который содержал бы перечень таких террористических организаций и связанных с ними других структур?
Определенные правовые основания для принятия такого документа, содержатся, на наш взгляд, в 39 статье Устава ООН, а его наличие даст возможность повысить эффективность мер, предусмотренных Резолюцией СБ ООН № 1373 (2001). Он также усилит базу для превентивно-профилактических мероприятий в реализации одной из стратегических целей международных антитеррористических усилий — удержание определенных групп от становления на путь терроризма.
В докладе Рабочей группы по разработке политики Организации объединенных наций в отношении терроризма подчеркнуто также, что борьба с ним должна опираться на интеллектуальную ясность. По моему убеждению, такая постановка вопроса ставит чрезвычайно важные задачи перед учеными различных областей знания, особенно теми, кто работает в сфере стратегического политического анализа и прогнозирования. Поэтому в завершении, в контексте анализа причин международного терроризма, выскажу свои личные соображения по поводу отдельных рисков и угроз, которые будут возникать вследствие глобальных тенденций развития человечества.
Отмечу, что эти соображения — скорее попытки искать общие ответы на непростые вопросы, чем категорические утверждения. Начну с анализа оценок последствий событий 11 сентября 2001 года и недавних событий в Москве. Их множество, но стоит подходить к оценкам этих явлений и с философско-мировоззренческой точки зрения, с точки зрения философии истории.
По терминологии известного российского футуролога Александра Панарина, отмеченные события дают нам пример роковых исторических событий, которые проложили путь новой исторической фазе и закладывают на будущее определенную долгосрочную программу. Особенностями этой новой исторической фазы, по мнению Панарина, будет ускорение исторического процесса. Нервный ритм исторического времени и господство глубоко скрытых стихий, сдерживаемых культурой, будут проявляться в том, что «эффект бумеранга» актеры исторической сцены будут ощущать быстрее и сильнее, чем в предыдущие времена.
Каким образом эти особенности новейшего исторического времени будут влиять на непростые, во многом противоречивые процессы глобализации? В частности, по мнению отдельных исследователей, глобализация приведет к увеличению количества самостоятельных государств. Если до начала Второй мировой войны их насчитывалось более 50, сейчас — 220, а через полвека их может насчитываться более 500. Исследователи считают, что принцип территориальной целостности, вероятно, будет уступать принципу права наций на самоопределение. Крупные государства встанут перед растущей проблемой сепаратизма. Мне кажется, что мы должны всесторонне исследовать вероятность такого сценария с целью своевременного принятия надлежащих мер как на национальном уровне, так и через возможности международных организаций, в первую очередь ООН.
Еще в 1996 году известный теоретик информационного общества, профессор Мануэль Кастельс, к сожалению, предполагал довольно пессимистические сценарии будущего: «Вооруженные противостояния и войны, которые длятся годы и десятилетия, свидетельствуют, что конфликты малой интенсивности, изнурительные войны все еще продолжаются и будут продолжаться в будущем, знаменуя нашу отвратительную склонность к разрушению. Именно асимметрия государств в их стремлении к власти, богатству и технологиям будет определять разницу в темпоральности конфликтов, особенно в сроках боевых действий. Трансформация войны вводит новые формы насильственного конфликта, главным из которых становится терроризм».
Слова Кастельса в то же время указывают на одно из главных направлений действий по ликвидации причин и условий террористической деятельности — на необходимость совместных мер мирового сообщества по преодолению существующей асимметрии государств в отношении богатства и власти. Поэтому борьба с международным терроризмом должна сопровождаться практическими шагами международного сообщества в направлении наполнения конкретным содержанием целей, провозглашенных Декларацией тысячелетия ООН, в частности, преодоления пропасти между богатыми и бедными государствами и регионами мира, сокращение вдвое доли населения, которое живет в условиях крайней бедности, реализации других социально-экономических программ.
Выпуск газеты №:
№211, (2002)Section
Подробности