Бессистемность
Об основных проблемах общественных инициативБытует мысль, что Майдан создал в Украине полноценное гражданское общество. На самом деле, все с точностью до наоборот. Это общественные активисты создали Майдан. Следовательно, гражданское общество в Украине существовало задолго до того. Но Майдан позволил ему проявиться.
Как сегодня развиваются общественные организации? С какими трудностями в своем развитии сталкиваются? В Украине современные ОО можно разделить на несколько категорий: профессиональные, припартийные, провластные, фиктивные и неформальные инициативы.
Профессиональные организации часто называют «грантоедами». У них есть собственные офисы, оргтехника, штатные сотрудники, получают финансирование в виде безвозвратной финансовой помощи от международных или национальных донорских структур. Они достаточно профессионально занимаются общественно полезными делами, как то, проводят социологические или мониторинговые исследования, разрабатывают законопроекты и программы, проводят разнообразные обучения общественных активистов или государственных служащих, защищают права граждан, развивают каким-то иным образом демократию.
В Киеве есть ряд очень уважаемых профессиональных общественных организаций, которые имеют собственное видение реформ и пытаются их лоббировать через органы власти. Это у них на сегодняшний день неплохо выходит, если сравнивать с предыдущими годами.
Организации с абсолютно разных сред объединились в Реанимационном Пакете Реформ, чтобы вместе разработать свои предложения по реформированию государства. По-сути, именно в это объединение должно было трансформироваться Партнерство «Новый Гражданин». Так оно сегодня и есть. Из среды НГ возникли РПР, «Чесно», «Владометр» и тому подобное.
Припартийные организации — еще одна большая группа ОО. Они бывают молодежными, женскими, экологическими или какими-то другими. Назначение этих сообществ — объединение партийного актива по интересам или привлечение новых партийцев. Иногда припартийные организации позиционируют себя как независимые, однако их заангажированность не трудно вычислить.
Припартийные организации не стоит путать с политическими, ведь, в сущности, все общественные организации в той или иной степени влияют на политику, а следовательно, является политическими.
Есть и другая категория ОО — «провластные». Они созданы чиновниками для имитации «мнения общественности». Такие организации заведены в разнообразные общественные советы и получают государственное финансирование. В большинстве случаев они не проводят никакой деятельности или создают видимость бурной работы, а полученные средства «распыляют» со своими покровителями. Еще одной их функцией является публичная поддержка действий власти и создание видимости консультаций чиновников с «общественностью». Как ни странно, они и до сих пор неплохо себя чувствуют.
Мертвые организации — это те сотни и тысячи названий, которые можно прочитать в государственных реестрах. Когда-то они создавались для одной из вышеприведенных целей, но по тем или иным причинам прекратили активную деятельность, оставив по себе, в лучшем случае, устав, свидетельство и печать...
Но самая большая категория — это местные инициативы. Они возникают сами по себе и никем не контролируются, однако, так же мгновенно могут исчезнуть, потому что обычно зависят от настроения конкретного человека-основателя. До государственной регистрации дело, обычно, вообще не доходит, поэтому после их «гибели» не остается даже записей ни в одном реестре.
Финансирование местные инициативы находят на местном уровне за счет добровольных пожертвований или волонтерской помощи. Они действуют лишь потому, что их руководителям это интересно. Когда становится неинтересно — деятельность сворачивается.
Наибольшая же проблема украинских ОО — это в целом проблема всего государства. У нас не действуют законы и соответственно уставы самих объединений. Они в большинстве случаев, считаются формальностью, и обращаются к ним лишь тогда, когда нужно расправиться с неугодным конкурентом «на булаву» или выгнать какого-то неадеквата. Проблема касается почти всех ОО. Отношения внутри любой организации, как и в целом в государстве, основаны не на законах и уставах, а на человеческих взаимоотношениях. Личные конфликты становятся причиной гибели большинства украинских ОО (в первую очередь местных инициатив).
Вторая проблема — бессистемность в работе. У вновь созданных инициатив нет стратегии деятельности, у местных грантовых организаций деятельность корректируется в зависимости от полученного финансирования. Чтобы активисты эффективно работали, их деятельность должна быть их основной работой и достойно оплачиваться. Но для местных инициатив, которые стали на путь профессионализации, обеспечить это достаточно сложно.
Проблемы региональных инициатив — они не являются «профессиональными бюрократами», в отличие от известных «грантоедов» с красивой грантовой историей. Однако у них есть желание что-то делать. И для того, чтобы они что-то делали — им нужна не столько учеба, сколько практика. Полученные знания должны быть обязательно реализованы. Мониторинговая деятельность одних должна продолжаться адвокат-кампаниями других. Во всем должна быть системность. Для того чтобы в регионах можно было вести успешную проектную деятельность — необходимо максимально упростить проектные заявки, помогать в разработке проектов и связывать деятельность киевских организаций с региональными.
Третья проблема — наши ОО часто просто подменяют собой государство, выполняя его функции (уборка парков, закупка военной техники, военные действия, написание законопроектов...). Это, действительно, большая проблема, а не достижение, как считают сами активисты, ведь мы не прекращаем платить государству огромные налоги, и как они используются — не понятно. На Западе государство свои функции выполняет, и в этом наше большое отличие.
Последняя проблема является следствием того, что общественные активисты идут в политику. Но они, в большинстве своем, выбрали путь меньшего сопротивления — пошли по спискам олигархических партий, вместо создания собственной политической силы. В Раде они будут в меньшинстве. Победить систему они смогут только в том случае, если не потеряют связь с общественными инициативами. Иначе система изменит их самих.
Ведь в Украине нет политических партий, которые бы выполняли свои функции. Их нужно создать или превратить существующие олигархические группировки в политические партии. Семинаров и тренингов в этом направлении абсолютно недостаточно. Необходимо сделать деятельность партий полностью открытой для общества.
Поэтому главная задача, на которую должна быть направлена поддержка доноров, — это разработка механизмов и последующая замена неэффективной государственной системы эффективной, созданной самим гражданским обществом.
Выпуск газеты №:
№216, (2014)Section
Подробности