Перейти к основному содержанию

Без царя в голове

Запорожье, казацкая земля, постоянно становится объектом атак «троллей»
18 июля, 12:02
ЮГУ УКРАИНЫ ПРОДОЛЖАЮТ НАВЯЗЫВАТЬ ИМПЕРСКИЙ МИФ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Во время командировки в Запорожскую область фотокор «Дня» Николай Тымченко спонтанно, но очень метко зафиксировал два характерных предмета местного ландшафта. В Мелитополе — бигборд, посвященный Николаю ІІ (см. фото), а неподалеку — в селе Чкалове Приазовского района — памятник герою многочисленных советских анекдотов Чапаеву.

Украинский идеологический ландшафт в «неподготовленном», «неокрепшем» сознании полностью может вызвать мировоззренческую шизофрению. И это уже в большей степени произошло. Русские цари, красные командиры, евроинтеграция. О каком сознательном выборе, в том числе во время народного волеизъявления, может идти речь в таких условиях? Тем более, что немногие из наших граждан имеют «прививку» от этой «шизофрении» — качественное (само) образование.

На Юге Украины имперская ностальгия распространяется особенно активно. И не только в образе Николая ІІ. И не только сейчас. Миф о «золотом имперском времени» продолжает жить. Правда, не сам по себе. Кто-то активно продлевает ему жизнь, выкладывая деньги за появление подобных бигбордов в городах Украины. Кто именно — нам пока еще выяснить не удалось. И хотя некоторые жители Мелитополя заверили нас, что никто на этот плакат не обращает внимания и не реагирует, но от этого его «потенциал» никоим образом не уменьшается. Скорее наоборот: поэтому-то он и опасен — что на него никто не реагирует. Впрочем, все же есть среда, где появление Николая ІІ в Мелитополе бурно обсуждается — это интернет-форумы. Пользователи не в восторге, но за пределы виртуального пространства их возмущение пока не распространяется.

Мы спросили историков о том, как они объясняют появление Николая ІІ в публичном пространстве Мелитополя, общий идеологический фон, в котором «белые» гармонично сосуществуют с «красными» и как это все отображается на сознании украинцев.

«РОССИЯ СЕГОДНЯ — ЭТО СИНТЕЗ «БЕЛОЙ» ИДЕИ И «КРАСНОЙ»

Игорь ЛОСЕВ, кандидат философских наук, политолог, публицист, автор «Дня»:

— Это грязная политика. Где-то год назад такие билборды с подобной надписью висели в Киеве, на Одесской трассе. Такие инициативы — вполне в духе так называемого «Русского мира». В России ныне идет синтез «белой» и «красной» идей, так сказать синтез комиссаров с белогвардейцами. Считают, что это будет крепить их страну. Они проводят большое национальное примирение, в котором отказывают украинцам в нашем внутреннем примирении между ветеранами Красной армии и УПА. Вопрос в другом. Отчего это позволяют в Украине? Это прежде всего недоработка нынешней власти, которую Олесь Доний называет «русскими националистами» и, очевидно, имеет основания для этого. Нормальная власть никогда бы не позволила такие вещи, ведь объективно это означает отрицание суверенитета Украины. Гражданам страны не за что просить прощения у императора Российской империи. Думаю, что наш народ меньше всего сегодня будет плакать за царем Николаем, тем более что ныне его вообще немногие помнят. К сожалению, это свидетельство того, что в Украине нет четкой национальной идеологии. Нам навязали в начале 1990-х очень вредную концепцию безыдеологичности. Ни одна нация, ни одно государство не может обойтись без своей идеологии, в первую очередь идеологии национального патриотизма. А у нас создался вакуум, а затем — идеологический проходной двор. Всегда в канун выборов на Украину начинается тотальная атака как со стороны России, так и внутри самой Украины со стороны антигосударственных деструктивных сил. Это свидетельствует только о слабости украинской власти, которая за 20 лет так и не научилась быть хозяином в собственном государстве и наводить здесь элементарный политический порядок.

«ЭТО ВЫГОДНО ПОЛИТИКАМ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ ДЕРЖАТЬ НАСЕЛЕНИЕ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РЕЗЕРВАЦИИ»

Александр МУЗЫЧКО, кандидат исторических наук, доцент:

— Такую инициативу нельзя обсуждать только в контексте Мелитополя, потому что это касается фактически большинства городов и поселков восточноукраинских и южноукраинских регионов, а также части центра страны. Например, на Виннитчине приходилось видеть бюст Чапаева в тех местах, о существовании которых он даже не знал. Говоря о пропаганде и реабилитации Николая ІІ, не стоит забывать, что это официальная идеология Московской церкви. Церковь официально пропагандирует идею покаяния современных людей в убийстве Николая ІІ, словом, на нас якобы лежит какой-то грех, что наши предки допустили его убийство, а поскольку его канонизировали, то речь идет о святом. Но, безусловно, все это — проявления огромной пропагандистской машины, которая стремится затянуть Украину в «Русский мир» или в русско-имперском варианте, или в советизированном пророссийском. Бороться с этими вызовами можно, исключительно предлагая украинцам украинских героев, украинское мировоззрение, украинскую идеологию. Это единственный путь. Просто запрещать или разрушать бюсты Чапаева и билборды Николая ІІ, конечно, можно, но для этого, к сожалению, украинских сил в Мелитополе маловато.

К каким последствиям могут привести такие инициативы, если не будет противодействия, очевидно: уже сегодня на Востоке и Юге абсолютно никакого противодействия «Русскому миру» нет. Страшно сказать: и часть украинцев действительно ожидает какого-то царя-освободителя в образе Николая ІІ, Ленина или Сталина. Кто-то скажет, что такие плакаты не играют никакой роли, мол, пусть висят. Нет, они очень влияют! У сознательных людей такие инициативы вызывают внутреннее сопротивление, обратную реакцию. А в церковном плане это означает отток от Православной церкви в более современные протестантские. Сегодня бить поклоны одному из самых бездарных царей в истории человечества, каким был Николай ІІ, неприемлемо. Даже в пределах философии Московского патриархата образ Николая ІІ абсолютно непригодный для воплощения «расцвета сил». Кому это выгодно? Конечно, нити тянутся из самой России, но, к сожалению, местных почитателей этой идеи довольно. Это выгодно политикам пророссийского лагеря, которые хотят держать население в интеллектуальной резервации пророссийского прошлого.

В Одессе этим не удивить. У нас уже год висят билборды с сообщением, что русский — лучший язык мира, что православие — единственно правильная религия. На это тратят тысячи гривен.

«ОЧЕВИДНО, ЧТО ЭТИ МЕССИДЖИ ИМЕЮТ АНТИУКРАИНСКУЮ ОКРАСКУ»

Владислав ГРИНЕВИЧ, доктор политических и кандидат исторических наук Института политических и этнонациональных исследований им. И. Ф. Кураса НАН Украины:

— Эти процессы стоит рассматривать с разных сторон. С одной стороны, монархия в этих регионах действительно была, но с другой, это можно воспринимать как расчеты политтехнологов, которые, возможно, чувствуют запросы на монархические моменты. В ХХ веке на Юге Украины, особенно в Запорожской области, было обостренное монархическое мировоззрение, потому что там, на хуторах, жили богатые крестьяне, которые симпатизировали царю. Сегодня на политическом поле Украины четко выраженных монархических настроений нет, а грустить по царскому прошлому в действительности несерьезно. Очевидно, что эти мессиджи имеют антиукраинскую окраску. Также к этому «движению» установления билбордов с Николаем ІІ относим открытие памятников Екатерине ІІ, Потемкину, что большей частью направлено через монархизм и «традиции» втянуть местный менталитет в орбиту русского национализма и патриотизма. Даже не берусь сказать, на какой сегмент общества этот бред о царе рассчитан, какой политтехнологический результат может быть. В этих регионах электорат ныне пассивен, и монархическими идеями это не изменишь.

Что касается памятника Чапаеву: есть ключевые фигуры в советской истории, которые в 1930-х годах были знаковыми героями, призванными формировать советскую идентичность. Чапаев был первым номером.

А бороться с этим идеологическим винегретом можно знаниями. Когда ты хорошо осведомлен с процессами искусственного создания украинского советского патриотизма, средствами его введения, действительно ли предложенные герои были героями, то ты иначе воспринимаешь те процессы, которые ныне происходят, эти памятники и билборды.

Кроме того, нужна модель национальной истории, которая через учебники и масс-медиа должна быть донесена до общества. Эти билборды с царями трудно представить в стране с более или менее выразительной идентичностью.

«БОГ ПРОСТИТ...»

Кирилл ГАЛУШКО, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины:

— Как оказалось, не черешней единой богата мелитопольская земля... Но и не она одна. Увидел я эти фотографии, как раз понаблюдав за тем, как от Киево-Печерской лавры движется крестный ход под российскими монархическими флагами. Как урядники (или как зовутся те «смотрящие» в российском православии?) подают сигналы, когда креститься, а когда вместе выкрикнуть что-то невнятное. Что же касается самой массы верующих, то она вызывает определенный страх — потому как слишком болезненно-агрессивно она выглядит. Очень напоминает атмосферу черносотенных погромов сто лет назад: то и дело возникает, как и у моего прадеда, желание выставить иконы в окна. Хотя, когда иконы не помогали, он таких «паломников» просто спускал с лестницы. После службы в царской лейб-гвардии прадед-здоровяк мог это запросто сделать. Но радует то, что сто лет не прошли даром и такое зрелище — уже не представляет собой обыденное явление украинской жизни, оставшись ужасающей экстремалией, и у остальных прохожих вызывает такое же омерзительное ощущение, как и у меня. И при этом объясняет, что именно эта среда агрессии и должна извиняться перед «своим государем» за кровавые экстремалии российской революции и контрреволюции. И за Чапаева в частности, хотя тот с Николаем ІІ не встречался. Но судьбы и одного и другого являются простым воплощением тогдашних российских реалий. Но почему за это должны извиняться на Мелитопольщине? Пусть там где-то на Урале, где нашли свою смерть и Николай, и Василий Иванович. Были бы лишние деньги — заказал бы биг-борд в ответ: «Бог простит. Но извиняйтесь в другом месте по нужному адресу».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать