Безнаказанность – в наследство
21 год тому назад похитили и убили Георгия Гонгадзе. Никакая власть до сих пор не осмелилась юридически назвать заказчиков
В эти дни традиционно многие вспоминают журналиста Георгия Гонгадзе во время разных событий. 14 сентября на фасаде Национального союза журналистов в Киеве установлена обновленная мемориальная доска Герою Украины Георгию Гонгадзе. 15 сентября на территории церкви Святого Николая Набережного состоялась панихида в память о Гонгадзе и всех погибших украинских журналистах. 16 сентября в Ильинском сквере столицы прошла акция памяти основателя «Украинской правды», посвященная годовщине его исчезновения и убийства.
Во время всех этих мероприятий было сказано много правильных слов. Приведем кратко некоторые цитаты. Скульптор обновленной мемориальной доски Георгию Гонгадзе Василий Маркуш: «Пока убийство Гонгадзе не раскрыто – беда к нам будет приходить и в дальнейшем. Это также и символ разбитой жизни человека. И мы в это разбитое зеркало каждый день смотрим».
Тележурналистка, лауреат Премии имени Георгия Гонгадзе Мирослава Барчук: «Мне недостает ощущения наказанного зла и справедливости. Мы как представители медиасреды не добились наказания заказчика, мы как общество допустили то, что у нас заказчик убийства называется патриархом украинской политики. Это большая морально-этическая проблема, которая остается нерешенной».
Главный редактор «Украинской правды» Севгиль Мусаева: «В нашей стране есть политический консенсус не трогать вероятного заказчика убийства Гонгадзе Леонида Кучму, на то время президента Украины, который в своем кабинете обсуждал, как сделать так, чтобы Гонгадзе замолчал. С другой стороны, смерть Гонгадзе и все дальнейшие события спровоцировали то, чтобы в нашей стране появилось сильное гражданское общество, которое шаг за шагом добывает в борьбе свободу».
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Казалось бы, что не так, вроде бы все верно? Дело в том, что слова должны отвечать действиям. У меня нет цели очернить кого-то из этих или других людей, которые высказываются по поводу темы Гонгадзе. Просто «День» годами пишет о том, что надо добиваться справедливости не на словах, а на деле.
Мирослва Барчук говорит, что «медиасреда не добилась наказания заказчика». Хорошо, но я, например, как постоянный участник-журналист судебных заседаний по делу Гонгадзе-Подольского никогда не видел там ни нынешнюю лауреатку (Мирославу Барчук), ни лауреатов двух предыдущих лет (редактора интернет-издания «Историческая правда» Вахтанга Кипиани, публициста, журналиста, телеведущего Павла Казарина). Получается так, что у нас дело Гонгадзе-Подольского живет отдельно, а Премия имени Георгия Гонгадзе – отдельно. Сама идея награды и чествования памяти журналиста – это позитивное явление, но все эти правильные и часто пафосные слова в день рождения Георгия или в годовщину убийства, когда собирается часть журналистского сообщества, ничего не стоят, если не принимать во внимание само дело и то, что в нем происходит. Об этом просто молчат или вспоминают мимоходом. В чем тогда смысл Премии, если зло, против которого боролся Гонгадзе, убило Георгия и уже почти 21 год остается безнаказанным, а журналисты об этом молчат?..
Севгиль Мусаева говорит о «вероятном заказчике Кучме». Хорошо, но как так случилось, что буквально недавно УП поместила интервью второго президента страны у себя на сайте? Сам факт. Не говоря о том, что там ни слова (вопрос от журналистов к Кучме) о деле основателя интернет-издания. Мол, «мы верим, что когда-то этот откровенный и болезненный диалог состоится», – пишут журналисты в подводке к интервью. Такое себе оправдание. Или как так случилось, что УП годами с определенной периодичностью выступала в качестве медиапартнера, в том числе и во времена Севгиль Мусаевой, мероприятий Кучмы–Пинчука (зятя второго президента), в частности Ялтинской европейской стратегии (YES)?
Буквально недавно, кстати, в Киеве состоялся очередной форум YES. И что вы думаете, туда, простите, приперлись все, кому не лень. Кто-то просто так, а кто-то за вознаграждение. Чего стоят лишь посты и фото в том же ФБ, где многие, в том числе, казалось бы, из приличных людей, отчитываются о своем участии на форуме, в частности, хвастаются фотографиями с тем же… Кучмой. Но не все. Народный депутат Верховной Рады восьмого созыва Анна Гопко, которая еще семь лет тому назад поддержала призыв общественного деятеля и потерпевшего по делу Гонгадзе-Подольского Алексея Подольского бойкотировать мероприятия Кучмы–Пинчука, до сих пор является апологетом игнорирования и оценки этой ярмарки тщеславия.
«Важно дать оценку этим двойным стандартам, этой ярмарке тщеславия, этой платформе для коллективного, как принято говорить, «зашквара», — комментирует «Дню» Анна Гопко. — Это метастазы не только во внутренней политике, но и во внешней. Есть конкретные главы государств, которые говорят нам о коррупции, а сами не вылезают из таких форумов, как YES. Как Шредер после канцлерства устроился в «Газпроме», западные политики — в «Роснефти» или других российских компаниях, все они на зарплатном крючке у Кремля, — так и некоторые западные политики «устроились» у украинских олигархов, как, скажем, бывший польский президент Квасьневский, которого где только нет, — от украинских олигархов до казахских. Но кто сейчас может быть моральным авторитетом, кому было бы по силам дать оценку такому хождению по кругу, где олигархи правят бал, а семья Кучмы–Пинчука показывает, что они здесь являются реальными хозяевами? Кроме этого, здесь нужна еще и прозрачность. Эти форумы должны продемонстрировать, какие гонорары получают их участники. Потому что получается, что олигархи не доплачивают в бюджет и в то же время подкармливают как власть, так и оппозицию. К сожалению, на форуме Пинчука YES есть плеяда таких подкармливаемых «кучмонестойких» персон. За эти тридцать лет не открылась площадка, куда бы политики приходили и давали бы аргументированные ответы на профессиональные вопросы, а не лишь находились в теплых ваннах. Стоит задуматься, почему не появилась соответствующая политическая культура, которая предусматривала бы открытую дискуссию».
Собственно, потому и не наказаны заказчики преступлений против журналиста Гонгадзе (сентябрь 2000 г.), общественного деятеля Подольского (июнь 2000 г.), а также народного депутата второго и третьего созывов Верховной Рады Александра Ельяшкевича (покушение на жизнь Ельяшкевича было совершено в феврале в 2000 г., а в 2002-ом он был вынужден переехать в США, где единственный из украинских государственных деятелей получил политическое убежище из-за опасности, которая исходила от тогдашнего руководства Украины). Поэтому украинская власть уже почти 20 лет не выполняет постановление Верховной Рады от 10 января 2002 года, которым приняла на себя обязательство относительно безусловного выполнения Резолюции ПАСЕ по делам Гонгадзе-Подольского-Ельяшкевича. Посольство США в Украине, кстати, в очередной раз отметило необходимость привлечь к ответственности всех причастных к преступлению: «По случаю 21-й годовщины исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе мы опять отмечаем: власть должна привлечь к ответственности его убийц и всех причастных к его похищению и убийству» (twitter.com).
«21 год назад прихвостни Кучмы и Литвина убили Георгия Гонгадзе, – пишет в ФБ журналист Сергей Руденко. – Уже после этого Литвин стал Героем Украины, дважды спикером парламента, академиком и претендентом на должность ректора Национального университета им. Т. Шевченко. Кучма – и дальше уважаемый человек для всех, без исключения, президентов и генпрокуроров Украины. Он представлял Украину в Трехсторонней контактной группе в Минске. За убийство Гонгадзе в тюрьме должны сидеть не только исполнители, но и заказчики убийства. Только кто же их посадит, если все, без исключения, украинские президенты продолжали пожимать руку Кучме на полях YES, что организовывает его зять Виктор Пинчук?..»
Еще одним доказательством того, почему украинская власть не осмеливается юридически назвать заказчиков, является судебный процесс по делу Гонгадзе-Подольского. Если с рядовыми исполнителями-милиционерами давно «разобрались», они уже даже отбыли наказание в колониях, то с главным из них, Алексеем Пукачем, эпопея завершилась не так давно – 2 июля 2021 г. Никакой сенсации не случилось, Кассационный уголовный суд в составе Верховного Суда оставил в силе решение (пожизненное заключение) первой и апелляционной инстанций. На первый взгляд, все справедливо, но это не так, потерялась одна «маленькая деталь» – по пути забыли о заказчиках, точнее суд сделал все, чтобы о них забыли.
«Мы готовим тщательное изложение хронологии всего этого безобразия и своеволия, которое состоялось в Верховном Суде. Мы будем обращаться в соответствующие международные институции, которые осуществляют мониторинг относительно осуществления правосудия в резонансных делах, – идет речь в официальном заявлении стороны потерпевшего Алексея Подольского после решения Верховного Суда. – …Сторона Подольского была категорически против удовлетворения кассаций адвокатов Пукача – Демиденко и Герасько (осужденный к пожизненному заключению Алексей Пукач просил пересмотреть приговор в сторону смягчения, считая, что он совершил тяжкое, а не особо тяжкое преступление. А его адвокат Григорий Демиденко объяснял, что апелляционная инстанция неправильно применила прекращение сроков давности в этом деле, потому они просят суд пересмотреть это решение, ведь срок давности закончился еще 16 сентября 2015 года. Сторона потерпевшей Мирославы Гонгадзе также подавала кассационное заявление в суд, но со временем его отозвала – Ред.)».
«Для того, чтобы хоть как-то вывести десятилетний судебный процесс в законное русло, у кассационной инстанции была единственная возможность – удовлетворить в полном объеме требования кассаций Подольского, Ельяшкевича, Шишкина, а именно, упразднить постановление апелляции и назначить новое апелляционное рассмотрение с полным судебным следствием, – цитируем дальше заявление стороны Подольского. – Полное судебное следствие в деле Гонгадзе-Подольского преднамеренно никогда не осуществлялось. Более того, весь судебный процесс в первой инстанции, как и часть апелляционного процесса, преднамеренно происходили в искусственно засекреченном судом и прокуратурой режиме. Только в случае проведения нового апелляционного рассмотрения с полным судебным следствием хотя бы в качестве свидетелей перед судом предстали бы главные фигуранты этого резонансного уголовного дела – Кучма, Литвин, Коростель (которые ни разу за 21 год не давали в судах никаких свидетельств о преступлениях, совершенных по отношению к Гонгадзе, Ельяшкевиче, Подольскому). Но в так называемом постановлении от 2 июля 2021 года преднамеренно эти главные фамилии вспоминаются мимоходом и преднамеренно смешаны с другими лицами, которые имеют совсем другое отношение к этому делу. Вынуждены констатировать, что в Украине высшее руководство страны двадцать один год обеспечивает безнаказанность заказчиков жестоких преступлений против Гонгадзе, Подольского и Ельяшкевича, и так называемое постановление Верховного Суда просто документально это оформило».
Что ж, в завершение я хочу сказать: несмотря на все негативные явления, тенденции и усилия темной стороны улицы, правда все равно должна победить, потому что пока существует борьба отдельных людей и команд в журналистике, политике и обществе, надежда на исцеление страны будет жить всегда.