Перейти к основному содержанию

Битва за Беларусь

Россия, Запад и Китай — основные игроки на поле соседей, где разворачивается не только внутриполитическое, но и геополитическое противостояние
11 августа, 19:15

Беларусь, которая ранее очень редко упоминалась на первых полосах мировых СМИ, сегодня в центре внимания. События до президентских выборов, а особенно после — разворачиваются по нарастающей и могут иметь различные последствия. Третий день в Минске и других крупных городах страны продолжается противостояние протестующих со специальными подразделениями правоохранительных органов. По официальным данным, один человек погиб, сотни ранены и тысячи задержаны. Жесткие столкновения были неизбежны, так как протестный потенциал в Беларуси, в отличие от предыдущих лет, существенно вырос — люди выходят на улицу несмотря на то, что их бьют и задерживают. Подготовилась и власть, достаточно послушать выступления Александра Лукашенко, в частности о том, что он не допустит у себя в стране никакого майдана. Действующий президент Беларуси находится при власти 26 лет (с 1994-го) и не собирается покидать свой пост.

Между тем, главная оппозиционерка и оппонент Лукашенко Светлана Тихановская, которая, по данным белорусского Центризбиркома, набрала 9,9% голосов (у Лукашенко — 80,2%), в ночь на вторник покинула страну. Белорусская оппозиция не признает результатов выборов, однако, оказавшись в соседней Литве, Тихановская сделала заявление, в котором призвала протестующих не выходить на площади, не рисковать своей жизнью и не нарушать закон. Перед этим Тихановская также заявила, что «дети — это самое важное, что есть в нашей жизни», и добавила, что оказалась перед очень сложным выбором. Другие оппозиционеры объясняют такие действия и заявления Тихоновской давлением со стороны власти...

По всему видно, что противостояние в Беларуси только набирает обороты, причем это противостояние не только внутриполитическое, но и геополитическое. Основные игроки — Запад (США, Евросоюз), Россия и Китай. Кстати, последний первым и сразу признал победу Лукашенко. Как отреагировали другие?

«Мы глубоко обеспокоены в связи с президентскими выборами в Беларуси. Жесткие ограничения на доступ кандидатов к голосованию, запрет на присутствие местных независимых наблюдателей на избирательных участках, запугивание оппозиционных кандидатов, задержание мирных демонстрантов и журналистов затмили процесс», — сообщила пресс-секретарь Белого дома Кейли Макинени в Twitter.

«...Целый круг вопросов, касающихся отношений между ЕС и Беларусью, сейчас на стадии пересмотра из-за трагических событий, связанных с президентскими выборами, и сейчас государства-члены оценивают ситуацию. Народ Беларуси заслуживает, чтобы его права соблюдались, а к его выбору прислушались», — заявил представитель Еврокомиссии Петер Стано на брифинге в Брюсселе.

ФОТО РЕЙТЕР

Главы МИД стран «Люблинского треугольника» (Литва, Польша, Украина) призвали власти Беларуси не применять силу против граждан и освободить всех задержанных во время протестов.

Реакции Москвы на события в Беларуси пока нет — там, скорее, моделируют ситуацию с максимальной выгодой для себя, ведь в предыдущие годы Кремль так и не смог окончательно втянуть Лукашенко в лоно России. Итак, какая борьба сейчас разворачивается за Беларусь? Чем она может завершиться? И как должна реагировать Украина?

«НА КОНУ СТОИТ НЕ ЛУКАШЕНКО, А БЕЛАРУСЬ И БЕЛОРУССКИЙ НАРОД»

Владимир Огрызко, дипломат, бывший министр иностранных дел Украины:

— Это не новая тема, очевидно, что господин Путин, кажется, окончательно потерял здравый смысл относительно своего места в истории и занялся приростом «исконно русских земель», поэтому для него потеря Беларуси является не меньшей катастрофой, чем потеря Украины. Очевидно, все то, что сейчас происходит в Беларуси, может быть запрограммированным сценарием в Москве. Почему? Если Запад отвернется от Беларуси, у «батьки» не будет другого выхода, как вернуться окончательно в Москву и сохранить свою власть только в виде наместника белорусского губернаторства, не больше. Поэтому, откровенно говоря, я сейчас с некоторым беспокойством смотрю на довольно прямолинейные требования некоторых западных политиков наложить на Беларусь суперсанкции. Конечно, это можно воплотить, но вопрос в том, чего они добьются в итоге? Да, Лукашенко диктатор, и за 26 лет показал, что европейские ценности для него таковыми не являются, но если смотреть на ситуацию не критично, а стратегически и глобально, мне кажется, что Запад, выразив стандартное беспокойство, должен понять, что на кону стоит не Лукашенко, а Беларусь и белорусский народ.

При всех диктаторских замашках и неадекватном поведении Лукашенко, к сожалению, белорусское общество не смогло выставить ему реальную серьезную альтернативу, потому что когда лидер оппозиции убегает в соседнюю страну вместо того, чтобы вести за собой протестующих, то, извините, это не оппозиция, а плохой детский театр, который ничем положительным не закончится.

Если говорить о внутриполитической ситуации, то все закончится тем, чем и началось: Лукашенко останется у власти. К сожалению, пока те немногочисленные протестующие, которые выходят на улицы, изменить ситуацию не могут. Вспомните, когда у нас начался евромайдан в 2013 году, то с бульвара Тараса Шевченко на улицу Крещатик пошло человеческое море, 600-800 тысяч человек, тогда полиция исчезла в одну секунду. Никакие дубинки в таком случае не работают, но если получается 10-30 тысяч человек, то для карательной системы это не проблема, потому, к сожалению, белорусское общество, хотя и просыпается, но не проснулось окончательно.

Украина должна реагировать, как и Запад, исходя из того, что белорусы являются нашими партнерами и соседями. Последние данные, которые я знаю, это то, что Беларусь и Украина имеют 5 млрд дол. товарооборота — это довольно большая сумма, соизмеримая с торговлей с поляками, и мы должны реагировать. Кое-кто в парламенте внес предложение, чтобы осудить и не признавать выборы, но тогда это будет очередное подталкивание Лукашенко в Москву. Выгодно ли это нам? Думаю, что нет. Беларусь — европейская страна и народ, имеющий европейскую перспективу. Поэтому мы в данном случае должны думать о будущем Беларуси и быть хитрее, чем банально осуждать, надо проводить более разумную политику на перспективу.

«СЕЙЧАС МЫ ОЖИДАЕМ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ КАК ОТ ПОЛЬСКИХ, ТАК И ОТ ЕВРОПЕЙСКИХ ПОЛИТИКОВ. ПОРА ДЕЙСТВОВАТЬ»

Михаль Кобоско, общественное движение «Polska 2050», созданное бывшим кандидатом в президенты Польши Шимоном Голованией:

— Мы идем в неизведанные воды Беларуси. Такие интенсивные протесты в стране проходят впервые. Мы также наблюдаем всплеск жестокости ОМОНа и военных с первыми жертвами. Понятно, что Лукашенко сделает все для того, чтобы остаться у власти. Иначе ему вместе с партийной элитой пришлось бы навсегда убежать в Россию, как это сделал Янукович, в Турцию или еще куда-нибудь. Что касается белорусского народа, то с него достаточно: достаточно лжи, пропаганды режима, отсутствия элементарных свобод, отсутствия свободного рынка. Они были очень терпеливыми в течение многих лет, некоторые даже сказали бы, что они были достаточно пассивными, но на этот раз Лукашенко перешел красную линию — и он, как и другие автократы, не осознавая этого, держался подальше от реальности. Все никогда уже не вернется на круги своя, как было пару недель назад.

Я считаю, что как только ЕС и США серьезно подключатся к этому процессу, а понедельник показал нарастающую волну реакции со стороны всего мира, Лукашенко должен будет рано или поздно начать разговор с оппозицией. Реакция России далеко не однозначна, но Путин не умрет за Лукашенко, которому он не доверял полностью. До «круглого стола» в Беларуси еще далеко, но начать диалог с оппозицией — это единственный хороший путь, который у Лукашенко есть сегодня. Иначе вся страна погрузится в долгий, опустошительный и кровавый кризис.

Хорошо, что Дуда и Науседа быстро отреагировали, но формулировка заявления была очень осторожной и очень деликатной. Людей атакуют и расстреливают ОМОНовцы на улицах многих городов, поэтому Запад должен очень четко и прямо защищать право белорусского народа на свободу и безопасность. Сейчас мы ожидаем гораздо больше действий как от польских, так и от европейских политиков. Пришло время действовать.

Я не вижу сейчас реальной прямой опасности для Украины. Украина имеет свои внутренние проблемы, до сих пор является жертвой российской агрессии. С вашей точки зрения, было бы неплохо, если бы интерес и внимание России сейчас переместились на Беларусь. Пока Украина была единственным «врагом» России в регионе, теперь у России будут две основные проблемы, с которыми нужно будет разобраться в их ближайшем окружении.

«В БЕЛАРУСИ ПРОИСХОДИТ НАСТОЯЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Даниель КОЦЮБИНСКИЙ, журналист, Россия (facebook.com):

— Ясно, что в Беларуси происходит такая же настоящая политическая революция, какая случилась в августе 1991-го в Москве и Петербурге, а в 2004 и 2014-15 гг. — на украинском Майдане. И в других экс-советских республиках, где в какой-то момент народ отправлял на свалку истории — иногда, правда, не с первого раза — постсоветскую полит. реальность: в 1990-91 гг. в Прибалтике и Молдове, в 1990-1991 и 2003 гг. — в Грузии, в 2005-м — в Кыргызстане, в 1990-1991 и в 2018 гг. в Армении.

Ясно, что это ни секунды не похоже на тот блудливый фейк, которым является вся протестно-сливная возня, в которую превратилась «оппозиционная активность» в России последних двух десятилетий.

Ясно, что у Беларуси — есть все шансы на то, чтобы сравнительно легко интегрироваться в Европу и стать одной из, пусть и не самых богатых, но в целом успешных восточноевропейских либеральных демократий. Сделать это Беларуси — при благоприятном, разумеется, стечении обстоятельств — было бы легче, чем Украине, представляющей собой огромную национально и культурно-политически разношёрстную страну. Беларусь — компактная и в целом граждански гомогенная нация регионального типа, которую ничто, никакое горизонтальное гражданское противостояние не «разрывает изнутри», где есть лишь чисто вертикальный политический конфликт оппозиции — с авторитарной властью.

Ясно, что в такой «без пяти минут европейской» стране вероятность того, что если на улицы выйдет, условно говоря, 1 миллион протестующих, то силовики — при всей их прикормленности — скорее всего, перейдут «на сторону народа», более чем велика. Тем более, что отдельные эпизоды такого рода уже были: «В какой-то момент применение активистами силы в отношении сотрудников правоохранительных органов начало принимать драматические обороты. В сети стали распространяться видеозаписи демонстрирующие, как протестующие на своих личных автомобилях наезжают на сотрудников ОМОН. Психологический эффект от публикации подобных видео еще предстоит оценить, но уже этой ночью было задокументировано как минимум несколько случаев перехода сотрудников милиции на сторону протестующих».

Ясно, что если Путин, вслед за Украиной, потеряет Беларусь, это будет мощнейшим ударом по его рейтингу внутри РФ, и никакими «крымскими фокусами» превратить поражение в победу и ввести доверчивого российского избирателя в ступор восторженного изумления тут уже не удастся. Ибо нет в Беларуси ни Крыма, ни Донбасса, ни проблемы угнетения русского языка, ни «бандеро-фашистов» и прочих институционально раскрученных российской пропагандой «плохишей». Белорусы, повторяю, граждански компактны и делятся на политизированных — которые все сплошь против Лукашенко и за европейский выбор — и аполитичных, которые просто за «нормальную стабильность», а вовсе не за «батьку любой ценой». А коли «батька» стабильность поддерживать больше не может, так и хай ўжо сыходзіць! Пусть уже уходит! Вспоминаю, как одна моя знакомая белоруска средних лет, в целом лояльная власти, говорила с прагматическим сочувствием несколько месяцев назад по поводу «батьки»: «Он, конечно, держит страну, но видно, что устал человек...» Так что — если силовики вдруг качнутся в сторону протестующих — Лукашенко реально может не удержаться, и в этом случае Путин потеряет не только своего последнего верного, хотя и ершистого сателлита, но и Беларусь как «младшего брата».

Ясно и то, что, если случится такое, если силовики и протестующие в Беларуси войдут в альянс, ни на какое «вторжение сил Варшавского договора», как в ЧССР в 1968 году, Кремль, скорее всего, не решится. Ибо это ударит рикошетом по нему самому немедленно. И на Красную площадь выйдут не восемь диссидентов, как в прошлый раз, а огромная толпа, возмущённая карательным рейдом против «братьев-славян». Иными словами, Хабаровск придёт в Москву, и вся радость конституционного обнуления пойдёт прахом, ибо толпа громко прокричит сакрально недопустимое: «Царь ненастоящий!» А там — полшага и до следующего кремлёвского кошмара: «Войско взбунтовалось!» Так что вряд ли Кремль решится «замочить бульбу в сортире».

Но ясно также и то, что — судя по тому, что известно на сегодня — ввода российских войск и не потребуется и «батька» сам совладает с протестом. Если верить Медузе, численность протестующих падает, хотя их активность и озлобленность и возрастают.

Ясно, что бегство Светланы Тихановской, объявившей себя слабой женщиной, в Литву, лишает весь протестный «улей» естественного центра тяготения и целеустремления — «главной пчелы». Даже если бы её арестовали, борьба в этом случае развернулась бы за её освобождение и, возможно, вывела бы на улицы новые тысячи возмущённых граждан. Но когда моральный лидер протеста покидает пространство схватки, «улей» если и не полностью, то в значительной мере теряет способность к осмысленным коллективным действиям. Бороться против Лукашенко «просто так», не имея в виду требования пересчёта голосов или новых выборов (как это было в Украине в 2004 году) — мотивации куда меньше.

Одним словом, ясно, что если не случится чуда и бегство Светланы Тихановской не будет компенсировано каким-то чудо-событием или чудо-лозунгом, способными вывести на улицы белорусских городов миллионы возмущенных граждан, нынешняя революция, скорее всего, окончится поражением.

Но ясно и то, что эта победа Лукашенко и — косвенно — Путина над «братьями-славянами» будет пирровой. Парадокс! Своё политическое поражение в Украине Путин сумел превратить в политический триумф внутри России. А вот гипотетическая победа над белорусами может обернуться для него внутри собственной державы началом «последнего отсчёта»...

МИНСК, 10 АВГУСТА 2020 г. / ФОТО РЕЙТЕР

«У БЕЛОРУСОВ ПОЯВИЛАСЬ НАДЕЖДА, ЧТО ОНИ НА ЧТО-ТО МОГУТ ПОВЛИЯТЬ»

Наталья ПОЗНЯК, журналистка:

— То, что происходит сейчас в Беларуси, — борьба людей за право не быть скотом. Людей, которые привыкли, что 26 лет ничего не решается, что все время был обман и фальсификации. В этот раз у них появилась надежда, что они на что-то могут повлиять. Очень показательным был слив в интернет, когда происходили репетиции заседаний избирательных комиссий, где заранее озвучивались цифры еще до самого голосования, а на многих участках было больше 100% голосов, потому что записали вдвое больше на предварительном голосовании. Эта ложь возмутила, поэтому когда у людей появилось ощущение, что они могут что-то сделать — они вышли. В данный момент от этого процесса самоустранилась призрачная оппозиция в виде «трех граций», поэтому мы созерцаем именно стихийный протест людей за свои права.

Большая перспектива протестов в том, что они происходят под бело-красными флагами, которые стали идентификатором белорусской национальной идеи. Люди борются не за какого-то кандидата, а за право сохранить свою страну, жить не так, как заранее написано, ориентируясь на Европу.

Мне кажется, что сейчас никто из международных игроков сильно не вмешивается, но за выборами все внимательно следят. Процесс интересен еще тем, что даже если бы Лукашенко с кем-то хотел договориться, то лидеров просто нет, потому что отсутствует условная «сцена Майдана», с которыми можно было бы сесть за переговоры. Здесь есть идея «честных выборов», которую Лукашенко нужно принять, но тогда он проигрывает, к тому же, Россию будет очень удовлетворять, если Лукашенко устроит кровавый разгон, потому что для них  выгодно его положение как изгнанника Европы, а для второго диктатора такое поведение является хорошим показателем на фоне событий в Хабаровске.

То, что борьба белорусов не остановится — уже понятно, люди почувствовали свою силу и начали демонстрировать ее.

 Украина не имеет права вмешиваться во внутренние дела. Мы можем поддержать их на дипломатическом уровне, быть рядом в информационном пространстве. Однако все в руках граждан Беларуси, это их борьба.

«ДЛЯ УКРАИНСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА — СОХРАНИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ БЕЛАРУСИ»

Юрий СИРОТЮК, директор НАЦ «Украинские студии стратегических исследований», соучредитель Белорусского информационного центра:

— В Беларуси в настоящий момент заметное влияние трех основных факторов и четвертого дополнительного: первый — попытка диктатора Лукашенко сохранить власть в Беларуси. Псевдовыборы и реакция на естественный протест свидетельствуют о том, что он абсолютно неуверенно себя чувствует, потерял поддержку — как внутри страны, так и внешне. Даже традиционные союзники скептически к нему отнеслись. Однако мы увидели первую поддержку Китаем. Это первая страна в мире, которая, не дождавшись результатов выборов, признала его президентство. Китай хочет сделать из Беларуси базу продвижения в Восточную Европу, им безразличен политический строй, права людей, и это будет играть роль. Если бы Китай первым не признал эти выборы, неизвестно какую бы позицию заняла Россия. Я считаю, что это пиррова победа Лукашенко, его власть будет держаться на штыках, и прогнозирую, что он не досидит до конца своего срока.

Второй фактор влияния — Россия, которая 26 лет вливала средства не для того, чтобы отдать Беларусь. Если посмотреть на реакцию российских политиков, они в истерике, поэтому Россия интенсифицирует свое влияние в Беларусь, что, в конечном счете, приведет к полному аншлюсу Беларуси. Россия готова к кровавым провокациям.

Третий фактор, что неожиданно для многих возник — фактор белорусской нации. Все считали, что это спокойный народ, который все выдержит, денационализированный, не имеет политических лидеров. Однако реакция на выборы свидетельствует о том, что этногенез происходит, они не хотят менять достоинство на пенсии и дороги. Это мощный фактор, который будет расти с каждым днем. Появляется белорусское гражданское национальное общество, что очень важно.

 Дополнительной является позиция Европы, которая пытается не вмешиваться грубо в права Беларуси, но высказывается.

Я бы очень осторожно назвал людей, которые силой обстоятельств боролись за власть «оппозицией». Все, кого Лукашенко допустил к президентским выборам, априори не являются оппозицией. Настоящая белорусская оппозиция или в эмиграции, или в тюрьмах, или в земле. Для развития белорусской нации нужна национальная идея, программа «за» ту страну, которую они хотят иметь, возобновленное оппозиционное движение и борьба.  Потому что нет ни одной европейской нации, которой кто-то подарил свободу, — все добывали ее кровавой борьбой, революцией, восстаниями.

Для украинской безопасности ключевой задачей является сохранение независимости Беларуси, Украина должна делать все дипломатические и политические шаги, чтобы Беларусь осталась независимым государством, а Россия не использовала план инкорпорации этой страны. Украина должна четко сказать, что мы признаем суверенитет, не хотим вмешиваться во внутренние дела, но хотим, чтобы Беларусь была независимой страной. Мы должны не забывать, что белорусы отдавали свои жизни в условиях российско-украинской войны. Мы никогда не будем независимой страной, пока не сформируем Балто-Черноморский союз безопасности от Польши до Азербайджана для защиты от России, а без Беларуси этого не будет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать