Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бизнес-проект «Смена власти»

06 апреля, 00:00

Последние мартовские выступления сторонников Виктора Ющенко побили все рекорды непопулярности.

И это при абсолютно флегматическом отношении силовых структур, которые уже адаптировались к факту существования таких понятий, как митинг протеста, демонстрация оппозиции, городки сопротивления и т.п.

Вопрос о том, как поднять народ на борьбу против власти, становится главным и для оппозиции, и для США. Потому что в глазах всего мира отсутствие широкой гражданской поддержки формирует представление о Викторе Ющенко и его окружении как о группе обиженных горлопанов, борющихся за власть любыми средствами, даже ценой репутации собственной страны, разрушения ее экономической и социальной стабильности.

По большому счету, американцев мало волнует судьба персон, составляющих костяк оппозиционного движения в Украине. Но не до такой степени, чтобы не интересоваться перспективами финансовых вложений. Когда вопрос касается средств, то рассчитывать на то, что Америка и дальше будет поддерживать деньгами и собственной репутацией группку недовольных отставников, за которой нет силы, — значит строить замок на песке.

И если финансирование не прекращается даже при полном отсутствии результативности, сама оппозиция должна ответить себе на вопрос о цели подобной благотворительности. Ведь какими бы глобальными ни были геополитические интересы крупнейшей державы мира в этом регионе, но и они не предполагают вечную войну и постоянную непредсказуемость.

Однако пока так вопрос не ставится. Поиск причин отсутствия поддержки оппозиции со стороны общества ведется постоянно и находит свое отражение в тех шагах, которые предпринимают заинтересованные стороны.

Сама оппозиция свою репутацию в глазах украинского общества оправдывает необъективной информацией о ней в СМИ, и ее это устраивает. Америка в оценках причин придерживается такой же точки зрения и ужесточает давление на официальный Киев. В итоге — Совет Европы рассматривает ситуацию в Украине и принимает решение, за которым возможны экономические санкции. Все логично и естественно. Однако возникает вопрос: действительно ли причина падения популярности оппозиции в СМИ?

Пока никто из специалистов западных спецслужб и политологических институтов не обращает серьезного внимания на тот факт, что готовность украинской оппозиции к каштановой революции не соответствует потребности украинского общества в ней.

На мой взгляд, это происходит по нескольким причинам. Одна из них в том, что в технологиях политической борьбы оппозиция не опирается на реалистичный и объективный анализ происходящего. Обвиняя власть в необъективности, нужно самим быть объективными. Тогда у общества появляется альтернатива. Если необъективна и оппозиция — альтернативы нет. Людям не из чего выбирать, и они просто не выбирают.

Года полтора назад в такой необъективности можно было упрекнуть власть. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Власть знает и НЕ игнорирует реальную картинку происходящего. Она реагирует на нее и влияет на ее изменение. В таком раскладе альтернативой может быть только иная, чем у власти, технология изменения картинки и иная, чем у власти, цель. Но ее нет.

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ НЕОБЪЕКТИВНОСТЬ

Как влияет на усилия оппозиции отсутствие объективного подхода к происходящему, можно продемонстрировать на нескольких примерах.

Первый. Объективно украинское общество имеет очень прочный самиздатовский иммунитет и всегда считает чужие деньги. Поэтому бесплатные газеты, раздаваемые в метро, перестают быть тем источником информации, которому доверяют. Это игнорируется оппозицией. В результате — газета Корчинского распространяется в одном ряду с газетой Ющенко, и Корчинский выигрывает. Его газету разбирают у распространителей быстрее.

Второй. Объективно мы рождены с вечным, врожденным недовольством властью как таковой и разговоры о будущей хорошей власти можем слушать недолго. Слушать, но не верить. В результате — бум с пятым телеканалом быстро прошел и постепенно рейтинг его популярности начинает зависеть от уровня скандальности. Деньги вложены, все функционирует, оппозиция получила мощный источник влияния на общество, а эффективность его воздействия падает так же стремительно, как растут затраты на его содержание.

Третий. Объективно украинское общество пережило политический кризис. Оно его именно пережило. Перестрадало, разносило, как туфли, которые жмут. И теперь хочет весны, любви, жизни, перспективы и чего-то более интересного, чем революция. Потому что революция в Украине уже была. И не одна. А Юлия Тимошенко призывает народ к восстанию. И делает это за несколько месяцев до выборов. Ее показывают ВСЕ СМИ. Но каков результат? Нулевой. Потому что такие слова ЛЮБОЙ человек расценит как публичную демонстрацию скорее глупости, чем политической мудрости.

Вывод первый: власть и оппозиция вошли в процесс, в котором как бы меняются местами. Власть становится более объективной и перестает действовать в режиме реагирования.

Оппозиция это игнорирует. Америка — тоже и продолжает оплачивать и поддерживать оппозицию. А украинцы, в итоге, по- своему понимают цели столь избирательного внимания оппозиционеров к радиостанциям, газетам и национальным проблемам. И их становится в колоннах демонстрантов все меньше и меньше.

То, что объективная картина происходящего игнорируется американцами, неважно. Но то, что она не учитывается оппозицией — куда хуже. И прежде всего для украинского общества. Оно лишается реальной альтернативы выбора. Но, как мы все знаем, — «свято место пусто не бывает». Человек находит альтернативу в том, что для него становится более интересным и важным.

ЧТО ЗАПОЛНЯЕТ ВАКУУМ?

На мой взгляд, его заполняет более пристальное внимание к собственной личной жизни: к семье, к любви, к творчеству, к формированию комфортной среды обитания и к появлению в ней других интересов, не связанных с политикой вообще. Конечно, один взгляд в эту сторону не делает погоды. Чтобы осуществить какие-то планы, реализовать интересы, нужно иметь для этого средства. Но такие перемены глобальны для нашего общества. Потому что закладывают в нем долгосрочные аполитичные приоритеты.

За этим неизбежно последует снижение авторитетности политиков, власти как сферы самореализации, снизится уровень влияния власти и политики на социум. Общество почувствует себя более свободным, и куда оно посмотрит завтра, предсказать не сможет никто. Боится ли этого власть? Нет. Власть не боится.

А вот для оппозиции эта проблема означает только одно: чтобы прийти к власти, нужно лишить человека возможности отвернуться от нее. Нужно сделать все, чтобы народ захотел революцию.

Я не уверена, что оппозиция осознает эту ситуацию и готова бороться за власть по принципу «чем народу хуже, тем для нас лучше». Но последнее заявление Николая Томенко говорит о том, что за локальными тактическими задачами оппозиционеры пока не способны видеть картинку целиком.

В частности, Николай Томенко недавно заявил следующее: «Фактически власть в Украине умышленно деморализует народ, приучая его к нормам поведения, присущим преступникам, чтобы уменьшить способность членов общества к гражданской солидарности и резко занизить уровень требований общества к власти», — и потребовал закрыть радиостанции «Шансон» и «Апельсин».

Подобные заявления демонстрируют отсутствие понимания у представителей оппозиции того обстоятельства, что в деполитизации общества нельзя обвинять власть. Потому что власть всегда заполняла, заполняет и будет заполнять собой информационное пространство, но она не в состоянии заполнить вакуум безальтернативности.

Можно понять оппозицию, которая хочет спровоцировать недовольство народа властью. Но где же альтернатива запретительному принципу, олицетворяющему диктатуру и тоталитаризм? Где новые формы и методы в решении проблем? Где последовательность в формировании конкурентной среды? Ведь все знают, что, кроме «Шансона» и «Апельсина», люди имеют реальную возможность слушать еще несколько десятков станций и как минимум десяток на частоте FM. Слушать в ЛЮБОМ УГОЛКЕ страны.

Какое воздействие могут оказать такие пиар-акции на украинское общество? Они, прежде всего, снова продемонстрируют отсутствие альтернативы, которое сделает еще более непопулярной саму оппозицию.

Рассматривая украинскую революцию как бизнес-проект, можно отметить, что сегодня в нем задействованы все механизмы и виды рекламы, но не изучен рынок. В результате условием формирования гражданской солидарности является не национальная объединяющая идея, а требование изменить музыкальную аранжировку в рекламном видеоролике.

Имеет ли это смысл? Будет ли покупать, например, пенсионерка, поддерживающая КПУ, лак для ногтей цвета алой гвоздики, если его предлагать под аранжировку песни «Наш паровоз, вперед лети»? Думаю, что нет. И не только я так думаю.

В любом случае, когда кто-то готов оплачивать бизнес-проект под названием «Революция», неплохо было бы самим революционерам определить цель такого проекта. Ведь революция, которую невозможно совершить, не закрыв радио «Шансон», никакого отношения к политике не может иметь по определению. Как, впрочем, и к революции тоже. Или деньги не пахнут?

Тогда будет честно и правильно назвать всё своими именами и сыграть в «Монополию». В такой игре украинское общество с удовольствием примет участие по той простой причине, что между плохой властью и очень плохой выберет ту, с которой не скучно. И это объективно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать