Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Борьба на подступах

Есть ли возвращение украинских судов жестом «доброй воли» Москвы перед «нормандской встречей»?
18 ноября, 18:54
ФОТО REUTERS

Россия вернула захваченные год назад украинские суда (два катера «Бердянск» и «Никополь» и буксир «Яны Капу»), захваченные год назад в Черном море около Керченского пролива. «В настоящее время украинские буксиры «Титан», «Гайдамаки» и поисково-спасательное судно «Сапфир» вместе с катерами и буксиром начали движение в направлении материковой Украины», — шла речь в сообщении на ФБ-странице ВМС ВСУ во время подготовки номера.

Моряков, напомним, Россия вернула в результате обмена с Украиной в сентябре этого года. Таким образом, Москва выполняет решение Трибунала ООН по морскому праву. «Трибунал считает необходимым требовать от России освободить три задержанные украинские корабля — «Никополь», «Бердянск» и «Яны Капу», 24 задержанных моряков, и позволить им возвращение в Украину», — идет речь в заявлении от 25 мая 2019-го.

Однако как в случае с моряком, так и теперь с кораблями, Кремль подает это как жест собственной «доброй воли». Что абсолютно вписывается в рамки агрессивной политики РФ по отношению к Украине и на международной арене, начиная с 2014 года (начало войны и оккупации части украинских территорий). В данном случае в МИД РФ традиционно по-иезуитски заявили, что никогда не отрицали возможности возвращения Украине захваченных около Керченского пролива судов.

Позицию Украины по поводу ситуации разъясняет заместитель министра иностранных дел Елена Зеркаль на своей  странице в ФБ:

«Пока «Никополь», «Бердянск» и «Яны Капу» направляются домой в Одессу, команда Министерства иностранных дел направляется в Гаагу, где уже в четверг состоятся первые слушания арбитражного трибунала по делу относительно нарушения иммунитета трех украинских военно-морских судов и 24 членов их экипажей (Украина против Российской Федерации) согласно Конвенции ООН по морскому праву.

Наша борьба за ребят и корабли началась с момента их незаконного задержания.

Долгое время все наши политико-дипломатические усилия и усилия наших партнеров по их возвращению домой были напрасными.

1 апреля 2018 согласно требованиям Международной Конвенции ООН по морскому праву мы сообщили Российской Федерации о споре согласно Конвенции ООН по морскому праву. Потому что захват и удерживание украинских военно-морских кораблей и членов их экипажей является грубым нарушением Россией иммунитетов военных кораблей, гарантированных нормами международного морского права.

Международный трибунал по морскому праву 25 мая 2019 года на запрос Украины обязал Россию немедленно вернуть под контроль Украины «Никополь», «Бердянск» и «Яны Капу» и 24 членов их экипажей.

Однако Приказ Международного трибунала не был и не является самоцелью. Наша цель — установление факта нарушения права, возобновление его и получение надлежащей компенсации.

Именно это и заложено в иске МИД от 1 апреля 2019 года.

Хочу напомнить, как происходили события по известному делу «Арктик Санрайз» (Нидерланды против России):

4 октября 2013 года — дело инициировано Нидерландами;

22 ноября 2013 — приказ Международного трибунала по морскому праву об освобождении;

29 ноября 2013 года — Россия освободила экипаж;

6 июня 2014 года — Россия освободила судно

14 августа 2015 года — решение арбитражного трибунала, которым признано нарушение Россией Конвенции ООН по морскому праву и обязано оплатить компенсацию в интересах королевства Нидерланды.

Мы также собираемся пройти этот путь и доказать всему миру и арбитражному трибуналу, что проход 25 ноября 2018 года был мирным и законным, а действия Российской Федерации, в том числе относительно уголовного преследования наших моряков, являются нарушением норм международного права».

Украина однозначно должна двигаться в соответствии с международным правовым полем, добиваясь в судах наказания России за ее действия в данном конкретном случае и в целом за агрессию против нашей страны. Это — путь правовой борьбы с агрессором. Однако есть и другие направления — дипломатия на публичном и не публичном уровнях. Как в случае с возвращением украинцев из российского плена, так и в настоящее время в случае с кораблями, это стало возможно благодаря контактам двух президентов (Владимир Зеленский и Владимир Путин общались несколько раз по телефону), а также переговорам, которые с украинской стороны ведет помощник Президента Украины по международным вопросам Андрей Ермак.

«Нас было двое ответственных: я — со стороны Украины, Дмитрий Козак — России, — рассказывал после сентябрьского обмена Андрей Ермак (lb.ua). — Мы отработали довольно сложный месяц. ...Я имел возможность делать все, что нужно. Общаться, с кем нужно, формировать команды. А с президентом мы встречались или общались по телефону несколько раз в сутки, и днем и ночью».

На уровне публичной дипломатии — украинская власть, вместе с европейскими партнерами, добилась встречи в рамках «нормандского формата», которая предварительно запланирована на 9 декабря в Париже. Правда, сначала пришлось выполнить выставленные Россией условия — согласиться на «формулу Штайнмайера» и разведение сил и средств на трех участках линии разграничения в Донбассе, что вызвало недовольство в части украинского общества. «Это действительно так, подготовка идет и уже вступила в завершающую стадию», — заявил в понедельник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя саммит в «нормандском формате» 9 декабря.

Есть ли возвращение украинских судов жестом «доброй воли» Москвы перед «нормандской встречей»? Да, если руководствоваться наступательной логикой агрессора. Кремль навязывает сложную комбинацию, которая призвана переиграть украинцев и европейцев, ведь вернув моряков и корабли (на самом же деле, повторимся, это является выполнением приказа Трибунала ООН.), россияне показывают, что они вроде бы готовы идти на уступки и договариваться. Тем самым, заманивая украинцев в переговорный процесс, во время которого Москва планирует последующее «наступление».

В первую очередь, идет речь о навязанных Минских договоренностях, которые априори были для нас ловушкой, потом — «формула Штайнмайера» и разведение сил и средств, а теперь Путин уже заявляет, что «смысл «формулы Штайнмайера» заключается в том, что она просто является инструментом принятия, имплементации закона об особенном статусе (Донбасса — ред.) после проведения муниципальных выборов» (dw.com). Более того, по словам президента РФ, если «Украина примет другой закон об особенном статусе Донбасса, который не будет согласован с «ЛНР» и «ДНР», то тогда все мгновенно зайдет в тупик». Однако и это не все. «В целом что-то, конечно, делается. Вот, разведение... Но там, вы понимаете, по всей линии нужно разводить», — прибавил Путин.

То есть Россия постоянно повышает ставки, в частности длительное время затягивая встречу в «нормандском формате». Теперь, после согласования, их следующая тактическая задача — додавить Украину во время самих переговоров. Каким может быть стратегический план? Близкий к Кремлю ученый-международник Сергей Караганов не так давно во время одного из пропагандистских телешоу на российском телевидении заявил буквально следующее:

«Нашей целью является стабилизация ситуации вокруг Донбасса, думаю высокая степень автономии, по крайней мере, на доступную перспективу. С пониманием, что Донбасс де-факто, в значительной степени, будет российским, но де-юре, по большей части, украинским. Как мне кажется, мы не должны присоединять Донбасс к России, даже если большинство жителей Донбасса этого хотят. Я не думаю, что в данной ситуации был бы выгоден крымский сценарий. А дальше мы будем смотреть, куда будет развиваться Украина. И это уже следующий вопрос» («Право знать!», ТВЦ).

Плюс к этому, конечно, Россия будет добиваться снятия международных санкций, как минимум в части Минских договоренностей.

«На сегодняшний момент альтернативы Минским соглашениям не готовятся. Но если лидеры придут и скажут — и мы к этому готовы — что этот пункт, очевидно, устарел, этот — нежизнеспособный, давайте его переформулируем, так лидеры иногда делают, — комментирует министр иностранных дел Вадим Пристайко (rbc.ua). — ...Если в ходе разговора лидеров будет достигнут какой-то прорыв, а мы хотели бы на это надеяться, то оперативно будет подготовлен новый документ. Например, все четыре лидера придут к тому, что нужно заканчивать с войной, и есть три-четыре шага, которые нужно сделать. Это идеальный сценарий, но в настоящее время наши ожидания основаны на минимально возможном варианте».

«У нас есть папка с вариантом номер два, на случай если вариант номер один не работает. В ней написано, что если Минский процесс не реализуется, нужно иметь другое направление действий, — продолжает министр. — Я уже многократно говорил, что это может быть операция по поддержанию мира. Минским процессом она вообще не предусмотрена. И даже когда ее лидеры обсуждают, возникает справедливый вопрос: так мы выходим из Минских соглашений? То есть я не сказал ничего «антиминского», напротив, лидеры давно уже обсуждают возможность изменений, которые предусматривают возможность миссии по поддержанию мира. Если этот вариант не срабатывает, например, Россия блокирует решение Совбеза ООН и миссия не появляется, тогда, очевидно, дипломатическая система достает третьего варианта. И у нас в запасе есть еще несколько вариантов, которые подавались уже президенту в общих чертах».

Судя по всему, украинская власть двигается маленькими тактическими шагами, «нащупывая» последующее направление. Ради объективности следует признать, что нынешняя команда вынуждена действовать в рамках подписанных ранее Минских соглашений, выполнение которых полностью зависит от России (действует с позиции силы). В этой ситуации украинской стороне, как минимум, нужна максимальная мобилизация всех профессионалов, которые у нас есть. Нужно иметь разные варианты реакций и действий на опережение, как бы не развивались события.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать