Брюссельский визит: курс подтвержден
«Если президент и команда будут работать качественно, то на европейском и евроатлантическом направлении могут собрать все «ягодки», — народный депутат
Первый свой зарубежный визит в качестве новоизбранного Президента Владимир Зеленский осуществил в Брюссель. В течение двух дней он провел ряд встреч с руководством Евросоюза и НАТО. Сразу отметим, что кардинальных изменений в озвученных заявлениях о внешней политике Украины не прозвучало, однако услышать конкретику от Зеленского по поводу намерений на европейском направлении было важно как для самих украинцев, так и для европейцев. Главные месседжи:
— Мои разговоры с лидерами Европы начнутся с вопроса: как мы вместе будем давить на агрессора? Как мы будем принуждать его к миру?
— Мы готовы к переговорам с Россией, мы готовы выполнять Минские договоренности, но мы должны быть в первую очередь способны защитить себя, стать сильнее экономически, политически и в военном плане.
— Стратегический курс Украины на обретение полноправного членства в ЕС и НАТО закреплен в Конституции Украины и остается нашим неизменным внешнеполитическим приоритетом.
— В настоящий момент мы должны сфокусироваться на нашем первоочередном задании — осуществлении внутренних реформ, которые будут приближать нашу страну к стандартам НАТО.
— Мы должны рассказать украинцам, что такое НАТО и что это не так страшно. И когда украинцы будут все готовы, мы обязательно вынесем этот вопрос на референдум, и Украина будет в НАТО.
— Одним из важных направлений нашего взаимодействия на европейском уровне является вопрос энергетической безопасности, сохранения стратегической роли украинской ГТС и противодействия «Северному потоку-2».
-Украина в ЕС — это смерть российского имперского проекта. Более того, это мощный удар по российскому авторитаризму, путь к демократическим изменениям в России и на всем постсоветском пространстве
В результате встреч договорились, что следующий саммит Украина-ЕС пройдет в Киеве 8 июля, в этом же месяце ожидается визит Североатлантического совета НАТО в Украину. В свою очередь, генсек НАТО Енс Столтенберг заявил, что НАТО остается «при своем решении, принятом на Бухарестском саммите» (решение принято в 2008 г. и утверждает, что однажды Украина станет членом Альянса. — Ред.).
Помимо встреч Зеленского cо Столтенбергом, главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, представителем ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерикой Могерини и президентом Европейского совета Дональдом Туском у Президента Украины состоялась отдельная встреча с президентом Польши Анжеем Дудой. Еще накануне поездки Зеленского в Брюссель некоторые эксперты и политики в Украине призывали нового Президента осуществить свой первый визит именно в Варшаву. Однако, как видим, встреча двух президентов состоялась не в столице Польши, а в Брюсселе, и после нее они заявили, что настроены на примирение и активное сотрудничество в украинско-польских отношениях.
5 ИЮНЯ 2019 БРЮССЕЛЬ. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР ЗЕЛЕНСКИЙ ВМЕСТЕ С ВЕРХОВНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ И ПОЛИТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ФРЕДЕРИКОЙ МОГЕРИНИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ
Если в целом оценивать первый визит Зеленского, то в первую очередь он носит символический характер. Конечно, имеет значение, куда осуществляется первая поездка, однако важнее то, с чем ехать и о чем говорить. И здесь возникает главный вопрос — может ли Владимир Зеленский и его команда предложить новый импульс на европейском направлении, поднять новую планку, тем более когда Россия ведет наступательную политику (например, в ПАСЕ уже близки к принятию решения, которое фактически отменит санкции и вернет российскую делегацию в организацию)? И наоборот, чего следует ожидать от Евросоюза, ведь по результатам выборов в Европарламент руководство ЕС будет изменено уже осенью?
«Владимир Зеленский скоро поймет, что украинская внешняя политика имеет двойное дно, — пишет в ФБ исполнительный директор Центра исследования международных отношений Николай Капитоненко. — Есть декларации о НАТО, а есть реальное отдаление от выполнения критериев членства в Альянсе. Есть разговоры с Польшей о лоббировании интересов Украины в Европе, а есть конкретные вопросы эксгумации. Есть решительные заявления о противодействии российской агрессии, а вполне конкретно отсутствие любых содержательных идей и затягивание конфликта, который играет на руку Кремлю, а вовсе не нам.
Шпаргалки нашего прошлогоднего МИД — это плохая основа для решений. Если расчет на то, что ничего не меняя можно с кем-то о чем-то договориться, то это расчет плохой. Без продуманного долгосрочного плана, который исправляет ошибки предыдущей администрации, через пять лет Украина обнаружит себя в еще более опасной и безальтернативной ситуации».
«ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»
Оксана ЮРИНЕЦ, народный депутат, глава подкомитета по вопросам регионального и трансграничного сотрудничества между Украиной и странами ЕС Комитета по вопросам европейской интеграции:
— Однозначно правильно, что для первого визита был выбран Брюссель. Все наработки за 5 лет подтверждены. То есть есть определенная преемственность. Мы должны воспринять существующую реальность. Конечно, можно сравнивать дипломатические навыки и т.п., но в действительности сигнал является позитивным. Подтверждено, что саммит Украина-ЕС состоится 8 июля в Украине. Это важно, потому что это было основано предыдущим президентом и в настоящее время подтверждено новоизбранным. Имеем визит в штаб-квартиру НАТО, который также является очень важным. По крайней мере, там было сказано о стратегическом курсе Украины на обретение полноправного членства в ЕС и НАТО, хотя мы как депутаты пытались это услышать здесь, но это трудно было выделить. То есть внешняя политика остается стабильной. Фактически, это цель всех реформ, которые мы принимали: повышение уровня жизни украинцев, стабильное искоренение коррупции, модернизация всех государственных институтов.
Хорошо, что была встреча с генсеком НАТО Енсом Столтенбергом. Кстати, думаю, в этом направлении кадровая политика вообще не изменилась, поскольку в Администрацию назначен Вадим Пристайко, это человек, который является представителем миссии НАТО в Брюсселе. Там была хорошая работа и коммуникация, потому что даже до его назначения была поддержка комитета по иностранным делам Анны Гопко. Мы все, «евроатлантические интеграторы», пытались делать совместную работу. Сейчас важно, чтобы это было неизменным.
Если новоизбранный Президент и его команда будут работать качественно, они могут из всего того, что выращивали, поливали, ухаживали, собрать все ягодки. Потому что парламентом, предыдущим президентом и правительством сделано очень много. Для меня как для главы делегации НАТО очень важной является встреча, которая должна состояться во Львове 23-25 июня, а именно визит межпарламентского совета НАТО и политического комитета. Также приедет президент Ассамблеи Маделин Мун, у которой есть желание встретиться с Президентом в свете обстоятельств, что следующая сессия Парламентской ассамблеи должна состояться весной 2020 в Киеве. Необходимо будет утвердить определенную программу. Есть постановления Кабмина и Верховной Рады. Это сейчас важно скрепить вместе, потому что у нас избирательный период. Готовность украинского Президента дальше это поддерживать будет важно услышать нашим зарубежным партнерам. Кроме того, прибудут другие главы делегаций в Ассамблее НАТО, в частности Канады, США, Франции, Португалии, Италии, Испании. Это мощные мероприятия, которые межпарламентской дипломатией мы пытаемся творить параллельно.
«НЕОБХОДИМОСТЬ ИМЕТЬ ТЕСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ЕС И НАТО — ВОПРОС ВЫЖИВАНИЯ УКРАИНЫ»
Богдан ЯРЕМЕНКО, глава правления фонда «Майдан иностранных дел»:
— Выбор Брюсселя для первого визита — решение, которое точно никого не оскорбит и имеет всю аргументацию. Поэтому не вижу никакой причины что-то критиковать или выражать мнение, что можно было бы лучше. Больше всего спекуляций во время избирательной кампании было относительно готовности и желания Зеленского продолжать курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию. Это и является ответом. Даже с точки зрения внутренней политики и приближающихся выборов это правильное решение. Конечно, НАТО и ЕС — объединения, которые оказывают нам больше всего помощи, с которыми мы, по-видимому, больше всего сотрудничаем и в плане торговли, и предоставляемой помощи.
Что касается того, может ли Президент изменить политику относительно ЕС и НАТО, то я не вижу оснований для этого. Страна — на грани выживания — и с точки зрения необходимости привлечения ресурсов для развития, и с точки зрения необходимости привлечения ресурсов для гарантирования своей безопасности и территориальной целостности. Этим обусловливается необходимость иметь тесные отношения с ЕС и НАТО, то есть это вопрос выживания Украины. Поэтому вряд ли здесь возможны вообще какие-то изменения. И фамилия Президента не имеет особого значения — если это ответственный человек, он будет продолжать этот курс.
А что касается того, можно ли ожидать изменений в политике ЕС в отношении Украины, это сложный вопрос. Можно ожидать увеличения желания говорить с Россией. Это мы наблюдаем в течение последних лет, и эта тенденция будет нарастать. Но это вовсе не значит, что европейцы изменят свои подходы к непризнанию оккупации и аннексии Крыма, осуждению России за агрессию на востоке Украины. Могут быть такие проявления, как сокращение санкций или их модификация, какие-то договоренности с Россией, что может не понравиться Украине. Но предварительно никаких радикальных изменений со стороны ЕС не будет.
Выпуск газеты №:
№98, (2019)Section
Подробности