Перейти к основному содержанию

Будет ли в России «суперминистерство»?

В советском прошлом всякое расширение состава и полномочий карательного ведомства предшествовало усилению политических репрессий
21 сентября, 19:25
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Утечка в СМИ информации о том, что в России еще до президентских выборов 2018 года планируется создать Министерство госбезопасности с расширенным по сравнению с нынешним ФСБ составом и полномочиями (кроме самой Федеральной службы безопасности, в состав нового МГБ должны войти Служба внешней разведки и основная часть подразделений Федеральной службы охраны), не могла не взволновать либеральную часть российского политического спектра. И дело не только и не столько в том, что тогда произойдет возвращение к сталинскому названию органов безопасности, поднаторевших также в политическом сыске и репрессиях (напомню, что Министерство государственной безопасности существовало в 1946-53 годах). Главную опасность планируемой реорганизации российская общественность усматривает в том, что в советском прошлом всякое расширение состава и полномочий карательного ведомства, как правило, предшествовало усилению политических репрессий. Об этом свидетельствует вся история советских органов государственной безопасности.

ВЧК — ГПУ — ОГПУ

С окончанием гражданской войны и наступлением эпохи НЭПа произошла некоторая либерализация карательных органов. В 1922 году зловещее ВЧК, являвшееся главным орудием «красного террора», было преобразовано в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР, а уже в 1923 году, после образования СССР, ГПУ превратилось в Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при Совнаркоме СССР. Ему не только фактически, как прежде ВЧК, но и формально подчинялись ГПУ союзных республик.

Правда, прежние функции ВЧК по наблюдению за «социалистической законностью» были переданы Наркомату юстиции РСФСР, при котором была учреждена прокуратура. Карательную политику попытались ввести в хоть какие-то рамки закона. Кроме того, чекисты были ограничены в возможности расследовать чисто уголовные преступления. У них также отняли право выносить приговоры, в том числе смертные, без суда, в административном порядке. Оставили только в утешение Особое совещание при Коллегии ГПУ (ОГПУ). Но оно могло в административном порядке лишь отправлять людей в ссылку или лагерь сроком до трех лет.

Относительно либеральными советские органы безопасности оставались до конца 20-х годов. Уже 15 декабря 1930 года было принято секретное постановление  ЦИК и СНК СССР «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска». В связи с проведением насильственной сплошной коллективизации и усилением политических репрессий потребовалось объединить деятельность всех карательных органов. ОГПУ получило возможность использовать в своих целях как кадровых сотрудников милиции, так и милицейскую агентурную сеть, и влиять на расследование уголовных преступлений.

ГУГБ — НКГБ

Следующим шагом стало создание в июле 1934 года НКВД СССР, который объединил ОГПУ, переименованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), и наркоматы внутренних дел союзных республик. При этом возглавил новый наркомат бывший глава ОГПУ Генрих Ягода, а на руководящих должностях оказались главным образом кадровые чекисты, а не милиционеры. НКВД предстояло осуществить Большой террор, постепенно разворачивающийся после убийства главы ленинградских коммунистов Сергея Кирова 1 декабря 1934 года. Чекистам постепенно стали возвращать право вынесения внесудебных приговоров, вплоть до расстрела. В июле 1934 года было образовано Особое совещание при наркоме внутренних дел СССР, получившее право ссылать или сажать людей на 5 лет, а в 1937 году       — на 8 лет.

Параллельно в 1937—1938 годах действовали Особые тройки и двойки НКВД. Они получили полномочия выносить внесудебные смертные приговоры, часто целым списком, как по т. н. «кулацкой» операции НКВД («тройки»), по которой проходили также все неблагонадежные и подозрительные, в том числе из партийно-советской элиты, так и по т.н. «операции по национальным контингентам» («двойки»), в рамках которой репрессировали все «неблагонадежные» национальности (поляков, немцев, латышей, финнов и др.).

Новая реорганизация НКВД произошла в связи с планировавшимся Сталиным летом 1941 года нападением на Германию. Советский диктатор рассчитывал, что война начнется победоносным наступлением Красной Армии и будет проходить на территории европейских стран. Поэтому в феврале 1941 года ГУГБ было преобразовано в самостоятельный Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР, выполнявший разведывательные и контрразведывательные функции. Предполагалось, что его сотрудникам придется действовать прежде всего за пределами СССР. Одновременно из состава НКВД были выделены Особые Отделы, осуществлявший контрразведывательные мероприятия в войсках. Их передали в состав народных комиссариатов обороны и военно-морского флота.

С началом войны Сталин должен был стать Верховным Главнокомандующим и наркомом обороны, и Особые отделы перешли бы в его непосредственное подчинение. Иосиф Виссарионович очень опасался, что победоносные советские генералы и маршалы могут превратиться в новых бонапартов, и собирался тщательно следить за ними с помощью чекистов. Однако Гитлер ударил первым. Красной Армии, разбитой в приграничных сражениях, пришлось отступать вглубь страны. Поэтому уже в июле 1941 года НКГБ и Особые отделы были возвращены в состав НКВД. Перед лицом смертельной угрозы опять потребовалась концентрация всех карательных органов одних руках. Война привела к усилению репрессий, и после ее начала Особое совещание НКВД получило право вынесения смертных приговоров.

Новая реформа последовала в апреле 1943 года, после разгрома немцев под Сталинградом. Теперь исход войны в пользу Антигитлеровской коалиции не вызывал сомнений, был воссоздан НКГБ, а Особые отделы вернулись в состав наркоматов военно-морского флота и обороны и, переименованные в военную контрразведку «Смерш», теперь непосредственно подчинялись Сталину, как наркому обороны. НКГБ должно было действовать преимущественно за пределами СССР, а также на оккупированных и освобождаемых территориях.

МГБ

В мае 1946 года военная контрразведка СМЕРШ вошла в состав Министерства государственной безопасности (МГБ) (так в марте 1946 года переименовали НКГБ), а бывший начальник СМЕРШ Виктор Абакумов стал министром госбезопасности. Постепенно в ведение МГБ перешли основные функции МВД, в том числе внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения. Это было связано, в частности, с началом с конца 1940-х новой волны репрессий («Ленинградское дело», «Дело Еврейского антифашистского комитета», «Дело врачей», «Мингрельское дело» и др.). К моменту смерти Сталина в ведении МВД остались только лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска и фельдъегерская связь.

Правда, первоначально из МГБ были изъяты функции, связанные с разведкой. В мае 1947 года был создан Комитет информации при Совете Министров СССР во главе с заместителем председателя Совнаркома Вячеславом Молотовым. В Комитет вошли как внешняя разведка МГБ, так и военная разведка Министерства обороны. Однако руководство разведкой у Комитета информации, которым руководили люди, прежде с разведкой не связанные, не слишком получалась, тем более, что самая важная часть разведдеятельности, связанная с атомным проектом, осталась в ведении Лаврентия Берии как главы Спецкомитета № 1, осуществлявшего этот проект. В феврале 1949 года статус Комитета информации был понижен до Комитета при МИДе. А в ноябре 1951 года внешняя разведка была возвращена в МГБ, а военная — в Министерство обороны.

В марте 1953 года, после смерти Сталина МВД, объединившее все органы безопасности, возглавил Берия. Он мотивировал необходимость объединить МГБ и оставшиеся подразделения МВД, преимущественно связанных с ГУЛАГом, в связи с проводимой им реформой лагерной системы и резким сокращением числа заключенных. Однако товарищи по Президиуму ЦК испугались, что Лаврентий Павлович сосредоточил в своих руках слишком большую власть, и это стало одной из причин его падения. А уже в марте 1954 года из МВД был выделен Комитет государственной безопасности СССР. В него вошли службы разведки и контрразведки, политический сыск, правительственная охрана, пограничные войска и некоторые другие подразделения. Интересно, что в 1990—1991 годах в связи с осложнением ситуации в Закавказье КГБ были также подчинены 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и 75-я мотострелковая дивизии.

После распада СССР и неудачной попытки объединить КГБ и МВД в рамках Министерства безопасности и внутренних дел Российской Федерации, существовавшего только в декабре 1991 — январе 1992 года (похоже, сам Ельцин испугался этого монстра), российские власти постарались ослабить КГБ, переименованный сначала в Министерство безопасности (МБ), затем в Федеральную службу контрразведки (ФСК) и наконец в Федеральную службу безопасности (ФСБ). Из состава прежнего КГБ во время правления Бориса Ельцина были постепенно выделены Служба внешней разведки (СВР), Федеральное агентство правительственной связи (ФАПСИ), пограничные войска и Федеральная служба охраны ФСО). Но с приходом к власти Владимира Путина все эти структуры, за исключением СВР и ФСО, в той или иной степени вернулись в состав ФСБ.

Пока что пресс-секретарь Путина не подтвердил наличие планов по созданию МГБ. Не исключено, что происшедшие утечки — это всего лишь зондаж общественного мнения. Следует иметь в виду, что значительное расширение полномочий главы карательного ведомства всегда создает определенную угрозу и для действующего диктатора, каким бы преданным ему ни казался глава органов госбезопасности. Предают, как известно, свои. Поэтому возможно, что проект создания МГБ так и останется проектом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

«ЩУПАЛЬЦА СПРУТА НУЖНО ОБРЕЗАТЬ НА НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ УСИЛЕНИЕМ КОНТРРАЗВЕДКИ И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА»

Валентин НАЛИВАЙЧЕНКО, лидер движения «Справедливость», экс-глава СБУ:

— Для самой России это свидетельствует о потере популярности самой власти, что последние выборы и продемонстрировали, несмотря на сфальсифицированные результаты.

Это свидетельствует и о падении экономики, и о серьезном кризисе, и дезинтеграции самой страны, и о том, что власть РФ, Кремль однозначно выбирает стратегию на подавление, тотальный контроль, чтобы  таким образом продержаться при власти.

Для нас, для национальных интересов безопасности Украины очень важно понять: щупальца спрута нужно обрезать на нашей территории усилением контрразведки, усилением Антитеррористического центра и наконец создать отдельный боевой Антитеррористический центр с усилением всех подразделений, которые в правоохранительных органах занимаются безопасностью граждан. Подчеркиваю, граждан Украины от одной границы до другой.

Решить все вопросы безопасности — это скоординировать все силы и средства, все правоохранительные структуры безопасности. Для целеустремленной и конкретной работы. С расследованием резонансных убийств, с расследованием причастности или непричастности зарубежных спецслужб к ним и к обеспечению общественного порядка на улицах. И останавливать нашествие преступности, которое захлестнуло страну от Киева до Одессы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать