Бюджет переписан

376 — «за». С таким результатом правительство вчера провело через парламент в первом чтении и в целом фактически новый бюджет- 2005. Результат впечатляет и свидетельствует об отсутствии сколько- нибудь влиятельной парламентской оппозиции. Наличие последней, очевидно, должно подтверждаться результатами голосования по трем ключевым позициям: утверждение в парламенте премьера, программы правительства и бюджета. Напомним, премьер и ее программа получили примерно такое же количество голосов «за», как и бюджет.
Вчера парламент предпринял вторую попытку взяться за непростое и архиважное для страны дело — рассмотрение бюджета. Точнее — рассмотрение и принятие, как пообещало правительство и его сторонники накануне. Правда, когда после заявлений премьера о «стопроцентной» вероятности принятия бюджета в четверг рассмотрение вовсе пришлось перенести на следующий день, уверенности у министров стало меньше и «стопроцентных» прогнозов уже никто не делал. Впрочем, как показал с самого начала процесс рассмотрения, слишком серьезных противоречий, могущих стать причиной не прохождения бюджета через парламент, между правительством и депутатским корпусом нет. Прогнозы большинства политиков сводились к тому, что бюджет скорее всего примут, — если не в пятницу, то в самом крайнем случае, на следующем внеочередном заседании.
Правительство Украины предлагает установить дефицит государственного бюджета в 2005 году на уровне 6,8 млрд. грн. Об этом заявил, представляя бюджет с парламентской трибуны, министр финансов Украины Виктор Пинзенник. По словам министра, расходная часть госбюджета составит 115,3 млрд. грн. При этом проект изменений госбюджета предусматривает нулевой прирост государственного долга, заложен ресурс для выплаты минимальных пенсий на уровне 332 грн. в месяц, нагрузка на государственный бюджет в связи с увеличением расходов на зарплату и другие социальные выплаты составляет 8,5 млрд. грн. — сообщил Пинзеник. По словам главы Минфина, украинское правительство продолжит политику заимствования на внутреннем рынке, напомнив, что ранее правительство уже осуществило выпуск семилетних облигаций под 6,74% годовых. «В ближайшее время осуществим еще одно заимствование, и оно будет еще дешевле», — сказал он. Виктор Пинзеник сыпал и другими цифрами, касающимися параметров бюджета. Однако учитывая то, что цифры эти в основном всем известные, приводившиеся в том числе и в «Дне», не будем повторять в который раз.
Один из главных ориентиров для парламентариев, как голосовать по тому или другому вопросу, является мнение профильного комитета — в данном случае — бюджетного. Позицию профильного бюджетного комитета в данной ситуации также можно считать показателем шансов на прохождение бюджета. Ибо в комитете по бюджету немало политических (и не только политических) оппонентов правительства. В этом смысле ситуация развивалась по оптимистичному для правительства сценарию — первый заместитель главы бюджетного комитета Людмила Супрун (фракция НДП — «Республика») рекомендовала парламенту принять законопроект о внесении изменений в государственный бюджет на 2005 год, причем не только в первом чтении, но и в целом. «Изменения существенно улучшили бюджет...Мы можем принимать не только в первом чтении, но и в целом как закон», — сказала она. Людмила Супрун также сказала, что для принятия бюджета «необходимо понимание и принятие политического решения, что мы идем на такой шаг ради народа Украины, экономики и развития. Людмила Супрун также сообщила, что в результате переговоров правительства с парламентариями общий объем уменьшения доходов государственного бюджета составил 1 млрд. грн., и предложенным источником компенсации стало увеличение дефицита на 1 млрд. грн., что составило 1,5% от ВВП. Кроме того, сказала она, правительство согласилось отстрочить ликвидацию льгот по НДС для аграриев до 1 января 2006 года. В то же время, содокладчик Людмилы Супрун, член парламентского финансового комитета Виталий Хомутынник выступил с предложением принять поправки к госбюджету только в первом чтении. По его словам, только в процессе доработки ко второму чтению парламентарии смогут подать «официальные предложения депутатов от комитета, которые могут быть учтены».
Таким образом, спор между позицией правительства и его наиболее радикальных (если это слово в данной ситуации уместно) оппонентов из среды бывшей провластной элиты пошел по определенным статьям бюджета. Раз новая оппозиция согласилась на поддержку бюджета в первом чтении, значит, этот спор не касается особо принципиальных моментов.
Сложно не согласиться с мнением члена бюджетного комитета Валерия Асадчева: предложенный правительством бюджет просто не могли не утвердить из-за того, что там содержится слишком много привлекательных для народа моментов, что очень важно в преддверии очередных выборов в стране. Даже несмотря на то, что многие нормы закона о бюджете откровенно вредны для экономики. «Я думаю, его (бюджет. — Ред. ), наверное, примут, потому что сегодня нет тут критической массы людей, которые понимают, к чему это может привести. А всем хочется понравиться избирателям», — сказал депутат Асадчев. Примерно такого же мнения оказался и спикер парламента Владимир Литвин. «То, что бюджет будет проголосован, это — факт, но в каком объеме? В первом чтении или в целом?», — сказал он. Спикер назвал новый бюджет бюджетом выполнения предвыборных обещаний, а не бюджетом развития. «Это бюджет, предусматривающий выполнение тех обязательств, которые были взяты предыдущим правительством и задекларированы новым, а также выполнение тех обязательств, которые звучали в ходе избирательной кампании. То, что это не бюджет развития, к сожалению, это очевидно», — сказал председатель Верховной Рады.
Вчера, «между делом» парламент также успел назначить шестерых членов Счетной палаты вместо уволенных ранее в связи с окончанием срока их полномочий. Согласно результатам тайного голосования, заместителем председателя Счетной палаты стал Александр Яременко, секретарем Счетной палаты — Анатолий Юхимчук, главными контролерами назначены Лариса Квитковская, Игорь Заремба, Вячеслав Пилипенко и Георгий Самусь.